Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Российский газопровод в Турцию обретает все более конкретные очертания» (аудио)

«Российский газопровод в Турцию обретает все более конкретные очертания» (аудио)

Москва и Анкара согласовали маршрут «Турецкого потока». Об этом сообщается на сайте «Газпрома». Большая часть газопровода — 660 км — пройдет по старому коридору «Южного потока», а 250 километров — в направлении европейской части Турции. О том, как это повлияет на экономические взаимоотношения между Россией и Европой, рассуждает политолог Константин Симонов.

Российский газопровод в Турцию обретает все более конкретные очертания. Вчера был определен его маршрут: труба по морю пройдет к Стамбулу, где останется небольшой участок до границы с Грецией. Там и будет создан хаб по продаже газа европейцам. Теперь начнется проектирование трубы, на что уйдет примерно год. За это время предстоят непростые переговоры с ЕС. Однако Россия надеется, что ее позиция будет услышана, ведь новый газопровод словно специально сделан под новые европейские правила: это ведь Европа хотела торговать газом на хабах, это Европа запрещала производителю газа инвестировать средства в газотранспортную структуру на территории ЕС. Так что мы мнение европейцев стараемся учитывать. А вот они сами свои правила уважают далеко не всегда.

За примерами не будем ходить далеко, останемся там же, на юго-востоке Европы. Известно, что именно он в наибольшей степени зависит от российского газа, поэтому ЕС бросался на любую альтернативу России. Но найти удалось только 10 млрд куб. м со второй очереди азербайджанского «Шах-Дениза». Азербайджан понял, что ситуация фантастически благоприятная, и стал вить из Брюсселя веревки. ЕС говорил, что больше никогда не будет подписывать долгосрочные газовые контракты с нефтяной привязкой. И что вы думаете? Естественно, именно такой контракт он и заключил с Азербайджаном по требованию последнего. Наверное, не нужно добавлять, что цены оказались более высокими, чем за российский газ. Но даже не это самое любопытное: азербайджанской SOCAR позволили купить контрольный пакет греческой газотранспортной компании DESFA, что является грубейшим нарушением правил Третьего энергопакета: он запрещает владельцу газодобывающего бизнеса владеть транспортными активами.

Сделку эту, правда, так и не закрыли, антимонопольное ведомство ЕС пока не дало разрешение, но никто ее и не отменял, видимо, ЕС банально решил взять паузу, чтобы выдать разрешение, когда страсти улягутся. В этой связи возникает вопрос: если ЕС так гибок со своими принципами, может быть, он передумает и в отношении «Южного потока»? Может быть, и передумает, да только трубу это не спасет, потому что слово Брюсселя, увы, стоит недорого — вспомним историю с газопроводом «Опал», который является продолжением «Северного потока»: ЕС согласился дать «Газпрому» возможность использовать трубу на полную мощность из-за отсутствия даже теоретических возможностей попадания в нее другого газа, а потом Брюссель передумал, и труба стоит пустой на 50%. Но честность ЕС мы можем проверить на проекте TAP, который строится для поставок того же азербайджанского газа через Грецию на юг Италии. Естественно, Азербайджан получил право безальтернативного использования трубы на 10 млрд куб. м, тут все вполне по-европейски, но эту трубу хотели расширить как минимум до 20 млрд куб. м — ну так сделайте так, чтобы хотя бы она работала по правилам Третьего энергопакета — хороший способ доказать, что энергетическая политика Европы — это не дышло.

Источник: Коммерсантъ FM, 28.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики