Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый рынок Китая в 2014 году

Газовый рынок Китая в 2014 году

Обычно анализу подвергается европейский рынок газа. Но китайский рынок представляет не меньший интерес. А, с учетом планов поставок газа на восток, может даже и больший. Что происходило на газовом рынке КНР в 2014 году – в специальном анализе ФНЭБ.

Предварительные итоги работы газовой отрасли в КНР в 2014 году оказались существенно хуже прогнозов. Потребление выросло примерно на 10 млрд кубометров – худший результат с тех пор, как Китай начал импортировать газ. Но, в отличие от Европы, где мы видим результаты антигазовой энергополитики, главную сдерживающую роль сыграли негативные факторы на стороне предложения – как в сфере собственной добычи, так и с импортными объемами. Конечно, реформа ценообразования (привязка цен на газ для новых потребителей к стоимости дизельного топлива) тоже внесла свою лепту сыграла свою роль. Но поскольку привязка по-прежнему предусматривает дисконт к цене дизеля, а правительство Китая стимулирует потребление газа ужесточением экологических требований и другими мерами, это все же не было решающим фактором.

Собственная добыча уже давно не может удовлетворить потребности Китая в газе. Пекин вынужден вовлекать в разработку все более сложные запасы, трудноизвлекаемый газ, шельфовые проекты, угольный метан, газ из сланцевых залежей. В 2014 году собственная добыча выросла всего на 7 млрд кубометров. По предварительным оценкам, в прошлом году из сланцевых залежей в Китае добыто всего 1,3 млрд кубометров. Импорт американских практик идет очень туго. Кроме того, было официально объявлено, что плановый объем сланцевой добычи на 2020 год снижен со 100 млрд кубометров до «более 30 млрд кубометров в год».

Собственная добыча и потребление газа в Китае, млрд кубометров

 

 

 

 

 

Источник: Petrochina, NDRC, Platts, расчеты ФНЭБ 

Это значит, что дальнейшее развитие потребления в КНР плотно связано с доступностью и надежностью импортных поставок газа. По итогам прошлого года на китайский рынок поступило 59,2 млрд кубометров газа из-за рубежа. Из них 54% - по трубопроводам из Центральной Азии и Мьянмы, 46% - СПГ, в основном из Катара, Австралии и Индонезии.

Основным поставщиком по-прежнему является Туркменистан. Однако объемы поставок из этой страны в Китай в 2014 году выросли всего на 1,4 млрд кубометров , несмотря на то что в начале лета была запущена третья нитка газопровода Центральная Азия-Китай, которая увеличила пропускную способность инфраструктуры до 55 млрд кубометров в год. Мы связываем это прежде всего с неготовностью ресурсной базы в Туркменистане для наращивания экспорта газа в Китай. Несмотря на торжественный ввод так называемого месторождения-«гиганта» Галкыныш еще осенью 2013 года, промышленные поставки с него в Китай, судя по всему, не начались.

Импорт газа в Китай, млрд кубометров

 

 

 

 

 

Источник: China Customs Information Center, расчеты ФНЭБ 

Несмотря на то, что Мьянма (газопровод был официально запущен осенью 2013 года) в 2014 году нарастила поставки в Китай в 5 раз до 2,5 млрд кубометров, большую часть года проект работал на минимальных оборотах. И лишь в октябре и декабре функционировал на 60% проектной мощности, которая составляет около 33 млн кубометров в сутки.

Цена импортированного газа в Китай по основным поставщикам трубопроводного газа и СПГ в октябре 2014 года, $/тыс кубометров

 

 

 

 

 

Источник: China Customs Information Center, расчеты ФНЭБ 

Предложение на рынке СПГ, несмотря некоторое ослабление спроса со стороны главных потребителей - Японии и Южной Кореи, тоже было для Китая не блестящим. Рост поставок составил всего 2,6 млрд кубометров (худший прирост за 5 лет), хотя в КНР также были введены новые регазификационные мощности. Все дело в ценах. Покупка дополнительных объемов в условиях дефицита предложения привела бы к росту цен. Китай и так был вынужден платить своему крупнейшему поставщику СПГ – Qatargas – 650-660 долларов за тыс кубометров, почти в два раза больше, чем за газ из Туркменистана. И получать более или менее приемлемую среднюю импортную цену удавалось за счет исполнения контракта, подписанного с австралийцами в начале 2000-х годов по фиксированной цене 3,25 млн БТЕ (117 долларов за тыс кубометров).

Тем не менее, средняя цена СПГ для Китая в 2014 году выросла на 20 долларов: с 427 до 445 долларов за тыс кубометров. В то время как трубопроводный газ обходится Китаю примерно на 100 долларов дешевле. Правда, часть этого газа нужно транспортировать к местам основного потребления на востоке страны.

Очевидно, что Китай не может себе позволить наращивать потребление за счет импорта дополнительных объемов дорого СПГ. Снижение цен на споте в Азии в 2015 году (которые все так же сильно привязаны к нефтяным котировкам) сделает сжиженный газ более доступным по цене, но может негативно сказаться на предложении. Так, некоторым экспортерам и даже трейдерам цены в районе 10 долларов за млн БТЕ сулят убытки. Кроме того, снижение цен усилит конкуренцию за объемы между потребителями в АТР, для которых газ станет не только комфортным с точки зрения экологии и других потребительских свойств, но и экономически привлекательным решением.

Опубликовано: Pro-gas.Ru, 04.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики