Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый рынок Китая в 2014 году

Газовый рынок Китая в 2014 году

Обычно анализу подвергается европейский рынок газа. Но китайский рынок представляет не меньший интерес. А, с учетом планов поставок газа на восток, может даже и больший. Что происходило на газовом рынке КНР в 2014 году – в специальном анализе ФНЭБ.

Предварительные итоги работы газовой отрасли в КНР в 2014 году оказались существенно хуже прогнозов. Потребление выросло примерно на 10 млрд кубометров – худший результат с тех пор, как Китай начал импортировать газ. Но, в отличие от Европы, где мы видим результаты антигазовой энергополитики, главную сдерживающую роль сыграли негативные факторы на стороне предложения – как в сфере собственной добычи, так и с импортными объемами. Конечно, реформа ценообразования (привязка цен на газ для новых потребителей к стоимости дизельного топлива) тоже внесла свою лепту сыграла свою роль. Но поскольку привязка по-прежнему предусматривает дисконт к цене дизеля, а правительство Китая стимулирует потребление газа ужесточением экологических требований и другими мерами, это все же не было решающим фактором.

Собственная добыча уже давно не может удовлетворить потребности Китая в газе. Пекин вынужден вовлекать в разработку все более сложные запасы, трудноизвлекаемый газ, шельфовые проекты, угольный метан, газ из сланцевых залежей. В 2014 году собственная добыча выросла всего на 7 млрд кубометров. По предварительным оценкам, в прошлом году из сланцевых залежей в Китае добыто всего 1,3 млрд кубометров. Импорт американских практик идет очень туго. Кроме того, было официально объявлено, что плановый объем сланцевой добычи на 2020 год снижен со 100 млрд кубометров до «более 30 млрд кубометров в год».

Собственная добыча и потребление газа в Китае, млрд кубометров

 

 

 

 

 

Источник: Petrochina, NDRC, Platts, расчеты ФНЭБ 

Это значит, что дальнейшее развитие потребления в КНР плотно связано с доступностью и надежностью импортных поставок газа. По итогам прошлого года на китайский рынок поступило 59,2 млрд кубометров газа из-за рубежа. Из них 54% - по трубопроводам из Центральной Азии и Мьянмы, 46% - СПГ, в основном из Катара, Австралии и Индонезии.

Основным поставщиком по-прежнему является Туркменистан. Однако объемы поставок из этой страны в Китай в 2014 году выросли всего на 1,4 млрд кубометров , несмотря на то что в начале лета была запущена третья нитка газопровода Центральная Азия-Китай, которая увеличила пропускную способность инфраструктуры до 55 млрд кубометров в год. Мы связываем это прежде всего с неготовностью ресурсной базы в Туркменистане для наращивания экспорта газа в Китай. Несмотря на торжественный ввод так называемого месторождения-«гиганта» Галкыныш еще осенью 2013 года, промышленные поставки с него в Китай, судя по всему, не начались.

Импорт газа в Китай, млрд кубометров

 

 

 

 

 

Источник: China Customs Information Center, расчеты ФНЭБ 

Несмотря на то, что Мьянма (газопровод был официально запущен осенью 2013 года) в 2014 году нарастила поставки в Китай в 5 раз до 2,5 млрд кубометров, большую часть года проект работал на минимальных оборотах. И лишь в октябре и декабре функционировал на 60% проектной мощности, которая составляет около 33 млн кубометров в сутки.

Цена импортированного газа в Китай по основным поставщикам трубопроводного газа и СПГ в октябре 2014 года, $/тыс кубометров

 

 

 

 

 

Источник: China Customs Information Center, расчеты ФНЭБ 

Предложение на рынке СПГ, несмотря некоторое ослабление спроса со стороны главных потребителей - Японии и Южной Кореи, тоже было для Китая не блестящим. Рост поставок составил всего 2,6 млрд кубометров (худший прирост за 5 лет), хотя в КНР также были введены новые регазификационные мощности. Все дело в ценах. Покупка дополнительных объемов в условиях дефицита предложения привела бы к росту цен. Китай и так был вынужден платить своему крупнейшему поставщику СПГ – Qatargas – 650-660 долларов за тыс кубометров, почти в два раза больше, чем за газ из Туркменистана. И получать более или менее приемлемую среднюю импортную цену удавалось за счет исполнения контракта, подписанного с австралийцами в начале 2000-х годов по фиксированной цене 3,25 млн БТЕ (117 долларов за тыс кубометров).

Тем не менее, средняя цена СПГ для Китая в 2014 году выросла на 20 долларов: с 427 до 445 долларов за тыс кубометров. В то время как трубопроводный газ обходится Китаю примерно на 100 долларов дешевле. Правда, часть этого газа нужно транспортировать к местам основного потребления на востоке страны.

Очевидно, что Китай не может себе позволить наращивать потребление за счет импорта дополнительных объемов дорого СПГ. Снижение цен на споте в Азии в 2015 году (которые все так же сильно привязаны к нефтяным котировкам) сделает сжиженный газ более доступным по цене, но может негативно сказаться на предложении. Так, некоторым экспортерам и даже трейдерам цены в районе 10 долларов за млн БТЕ сулят убытки. Кроме того, снижение цен усилит конкуренцию за объемы между потребителями в АТР, для которых газ станет не только комфортным с точки зрения экологии и других потребительских свойств, но и экономически привлекательным решением.

Опубликовано: Pro-gas.Ru, 04.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики