Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У российских компаний нет проблем с финансированием (аудио)

У российских компаний нет проблем с финансированием (аудио)

Агентство Moody\'s понизило рейтинг ряда российских компаний. Почему это произошло и чем это грозит? Очередной газовый конфликт между Украиной и Россией. Как и когда он будет разрешен? Елена Щедрунова обсуждает со своим гостем — политологом, первым проректором Финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

Щедрунова: Речь пойдет о газе. Но начинаем мы с решения агентства Moody\'s, которое вслед за суверенным рейтингом России снизило рейтинги российских банков и 14 российских нефинансовых корпораций. В число этих корпораций вошли интересующие нас в контексте данного разговора «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть», «НОВОТЭК» и «ЛУКОЙЛ». Все эти рейтинги понижены до того же уровня до какого понижен суверенный рейтинг страны — В1, это так называемый спекулятивный рейтинг в линейке Moody\'s. Я не предлагаю Константину обсуждать снижение рейтинга «Норникеля», РЖД, «Уралкалия», МТС и «Мегафона», которые тоже попали в этот рейтинг, мы на энергетических компаниях остановимся. Вот это снижение рейтинга до уровня спекулятивного чем грозит этим компаниям?

Симонов: Я предлагаю начать все-таки с того, почему это произошло. И здесь неважно энергетическая это компания или компания, производящая металлы, мы сталкиваемся с известной проблемой — санкции экономические, которые введены против России, они бьют по достаточно болезненным вещам, естественно, и в том числе сознательно идет ограничение доступа российских компаний к рынку капитала. Это не является секретом. И здесь, что называется, все средства хороши, в том числе и вот такого рода решения, потому что на самом деле, если мы посмотрим объективные цифры, то, в общем, у наших энергетических компаний этот показатель, который является ключевым с точки зрения понимания долга к доходности компании, он очень хороший. У «Газпрома» показатель 0,8, то есть он ниже единицы, ну, там у «Роснефти» побольше — 1,2, но в целом, я напомню, что в 2008 году у многих российских компаний этот показатель был 8–9, и вот это действительно было тревожно. В этом плане, вопреки такому расхожему мнению, многие российские энергетические компании, например, «Газпром», не выглядит такими уж закредитованными, и у них нет особых проблем сегодня с финансированием. И в этом плане, когда вы говорите, чем это грозит, понятно, что идет попытка, как я уже сказал, ограничить доступ к западному рынку капитала, и, к сожалению, западные агентства показывают, на мой взгляд, не полную добросовестность, скажем там, даже Алексей Кудрин, который любит критиковать российскую экономическую политику, признал, что он не видит объяснений такому решению.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Источник: Вести ФМ, 26.02.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики