Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический союз Европы против России. Как Евросоюз будет бороться с зависимостью от «Газпрома»

Энергетический союз Европы против России. Как Евросоюз будет бороться с зависимостью от «Газпрома»

Евросоюз намерен организовать единый энергетический рынок, перейти к централизованным закупкам газа и уменьшить долю «Газпрома» за счет привлечения других поставщиков. Насколько реализуемы эти планы? Как они повлияют на экономику России и стран ЕС?

Энергетический союз

Еврокомиссия намерена взять под свой контроль закупки энергоресурсов европейскими странами. Создание единого энергетического рынка и переход к централизованным закупкам позволит добиваться более выгодных цен и снизит зависимость Европы от российских компаний, утверждают еврочиновники. Прежде всего это касается закупок газа – вопрос о закупках в рамках создания энергосоюза будет обсуждаться на ближайшем саммите ЕС в Брюсселе 19–20 марта.

Сейчас Еврокомиссия отвечает только за то, как внутри Европы строятся газопроводы, и как функционирует внутренний рынок энергоносителей – нормы этого рынка описывает Третий энергопакет. Никаких прав вести международные переговоры о заключении новых контрактов и пересмотре старых у ЕК нет, это прерогатива стран-членов ЕС и компаний, которые работают на энергетическом рынке, поясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Отказаться от существующей системы закупок в пользу централизации готовы далеко не все – ведь это повлечет за собой не только значительную утрату суверенитета, но и довольно ощутимые убытки для ряда государств и компаний. Сегодня для каждой из стран цена контракта различается в зависимости от множества условий. Германии, например, «Газпром» предоставляет значительные скидки за объемы поставок и наличие совместных германо-российских предприятий. Примечательно, что идею централизованных закупок предложил Дональд Туск, бывший премьер-министр Польши, которая платит за российский газ одну из самых высоких цен в ЕС. При этом налицо двойные стандарты: позиционируя себя как борца с энергетическим монополизмом, ЕК сама намерена стать монополистом-покупателем. «Создание единого закупочного центра ЕС в энергетической сфере противоречит правилам свободного рынка», – заявляет глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Впрочем, создание энергосоюза преследует, в первую очередь, политические цели. В частности, это должно лишить Россию рычагов влияния на отдельные страны, поясняет известный своей антрироссийской позицией Туск, занимающий ныне пост председателя Европейского совета. «Единый закупщик газа – это давняя мечта ЕС, которая стала актуальна сейчас как рычаг давления на Россию, – отмечает заместитель генерального директора по инвестициям «Универ-капитал» Дмитрий Александров. Помимо этого, централизация закупок усиливает власть Еврокомиссии над членами ЕС. Во-первых, ЕК получает доступ к закрытой на сегодня информации о ценах и размерах конкретных поставок. Во-вторых, получает юридические основания, чтобы добиваться нужного решения от национальных правительств – ранее для этого можно было использовать лишь политическое давление, как, например, для принуждения Болгарии заморозить строительства «Южного потока».

Отказ от российских инвестиций

Кроме того, энергосоюз ЕС предусматривает ограничения на инвестиции российских компаний в энергосектор – инфраструктуру, распределение, поставки газа и электроэнергии – под предлогом соблюдения «энергетической безопасности». Хотя в документах ЕС эти ограничения пока не закреплены, но первые результаты их проявились еще в декабре 2014 года, когда германский концерн BASF заявил, что не будет завершать сделку по обмену активами с «Газпромом», о которой компании договорились в ноябре 2013 года. «Газпром» должен был получить 100% в дочерних структурах BASF – компаниях Wingas, WIEH и WIEE, доли в подземных хранилищах и 50% в Wintershall Noordzee (работает в Северном море). В обмен Wintershall получала 25,01% экономического участия в разработке двух участков ачимовских залежей Уренгойского месторождения с запасами 274 млрд кубометров газа. «Точка невозврата еще не пройдена, но ясно видна развилка – нужно понять, остаемся ли мы по-прежнему стратегическими партнерами в газовой сфере, о чем были подписаны соглашения, или мы просто торговые партнеры», – заявил тогда сопредседатель консультативного совета по газу Россия–ЕС Владимир Фейгин.
Представленный в конце февраля 2015 года проект создания энергосоюза сомнений уже не оставляет: ЕС исключил «Газпром» из числа стратегических партнеров, намереваясь рассмотреть «переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия». Развивать стратегическое сотрудничество ЕС намерен с Алжиром, Турцией, Азербайджаном и Туркменией, а в будущем – возможно, также с Ираком и Ираном.

Диверсификация поставок

Чтобы уменьшить зависимость от российского газа, ЕС намерен возобновить проект «Южный газовый коридор». Он предусматривает расширение Южнокавказского газопровода (Баку–Тбилиси– Эрзурум), а также строительство в Турции газопровода TANAP и его продолжения в Европе – газопровода TAP. Общая протяженность газовых магистралей составит порядка 3500 километров, что примерно сопоставимо с длиной забракованного ЕС «Южного потока». Однако планируемый объем поставок по «коридору» составляет в среднем 20 млрд кубометров – втрое меньше, чем «Газпром» готов был поставлять по «Южному потоку», а теперь перенаправил в «Турецкий поток». Таким образом, «Южный коридор» может служить лишь некоторым резервом поставок, но отнюдь не отменяет вынужденного сотрудничества с «Газпромом».

В том же центральноазиатском направлении планируются и еще два проекта: Транскаспийский газопровод между Туркменией и Азербайджаном и газопровод Nabukko. И тот, и другой обсуждаются уже много лет, но никак не реализуются из-за различных политических осложнений. В частности, например, для прокладки Транскаспийского газопровода необходимо сначала определить правовой статус Каспия и достичь договоренности с несколькими странами, в том числе с Россией и Ираном. Проект Nabukko также зависит от участия в нем Ирана – последний же, в свою очередь, добивается отмены против него международных санкций. США санкции отменять не хотят, и парламент ИРИ готов принять ответные санкции и запретить поставки природного газа в Европу.

СПГ и перепоставки

В рамках борьбы за энергонезависимость Еврокомиссия рекомендует членам ЕС иметь минимум три источника получения газа. Для этого предлагается расширить закупки СПГ и использовать межгосударственные газопроводы. В частности, намечено создание региональных сетей в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе – единой газопроводной системы Польши, Словакии и Венгрии. Эта магистраль пройдет от побережья Балтики до границы Словакии и Венгрии с Украиной и позволит осуществлять оперативную переброску газа в меридиональном направлении, в том числе и реверсные поставки газа на Украину. На строительство газопровода между Словакией и Польшей в рамках общеевропейской программы CEF (Connecting Europe Facility) ЕК уже выделила первый транш в 4,6 млн евро, однако это лишь 1/30 тех средств, которые необходимы для сооружения словацкого участка газопровода. Выделение следующих траншей обещано, но не гарантировано, так что непосредственное начало работ отложено на 2018 год. При этом, скорее всего, по новому газопроводу будет идти все тот же российский газ, поскольку заменить его пока нечем: основные поставщики по итогам 2013 года значительно сократили объемы поставок в Европу: Катар – на 20,7%, Нигерия – на 38%, Алжир – на 19%, Великобритания – более чем на 6%, Норвегия – почти на 5%. И только «Газпром» нарастил объемы на 16,3%.

СПГ вряд ли заменит в ближайшем будущем «трубопроводный газ», поскольку обходится для покупателя раза в полтора дороже. Причины дороговизны вполне объективны: и получение, и доставка СПГ более затратны. К тому же продавец в принципе имеет возможность перенаправить газ на более дорогой азиатский рынок, так что европейские покупатели вынуждены учитывать азиатские цены. В принципе, в Европе уже сегодня вполне достаточно СПГ-терминалов, но используются они лишь на 16% – именно из-за дороговизны газа, поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Проекты по СПГ, реализуемые сегодня в Польше и Литве, носят скорее политический характер. Они выгодны для поставщика и весьма затратны для покупателя. Так, цена СПГ, который поставляет Statoil на литовский терминал, привязана не к стоимости нефти, как у «Газпрома», а к спотовой площадке NBP плюс 100 долларов и, по оценкам экспертов, составляет порядка 580 долларов за тысячу кубометров – т.е раза в полтора выше газпромовской. В Польше на терминале в Свиноуйсьце единственный подписанный контракт – с Катаром – предусматривает поставки по цене порядка 700 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, эти проекты демонстрируют не столько реальную, сколько потенциальную альтернативу российскому газу.

Доля «Газпрома»

«Газпром» по-прежнему остается крупнейшим поставщиком газа для Европы. Уже более 40 лет он обеспечивает больше четверти всего европейского потребления. Все старания ЕС снизить эту долю и уменьшить потребление российского газа пока привели лишь к тому, что европейцы уменьшили общий объем потребляемого газа, соотношение же экспортеров существенно не поменялось. По мнению Игоря Юшкова, «2015 год должен стать пиком для "Газпрома" по продаже газа. Этого не произойдет, только если ЕС запретит покупать у России газ», но в таком случае европейцы просто останутся без газа. По прогнозам председателя совета директоров компании Виктора Зубкова, доля «Газпрома» на рынке Европы в 2015 году по-прежнему сохранится на уровне 30%.

При этом для самого «Газпрома» европейские поставки составляют около трети от общего объема экспорта газа и приносят больше половины общей выручки корпорации. Учитывая падение цен на нефть и общую экономическую ситуацию, «Газпром» вынужден снижать цены для европейских потребителей. В прошлом году он снизил их в среднем на 11%. Несмотря на это чистая выручка компании от продажи газа в Европу и другие страны увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, на 0,2%.

Автор: Галина Яшина

Источник: Капитал страны, интернет-издание, 10.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики