Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Громкие заявления Литвы о грядущей газовой независимости от России - это все слова

Громкие заявления Литвы о грядущей газовой независимости от России - это все слова

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

В интервью министр энергетики Литвы заявил, что теперь у них есть техническая возможность отказаться от российского газа. Появилась она после того, как ввели в строй плавучий СПГ-терминал.

Такие громкие заявления о независимости от России в принципе в русле литовской политики. Президент Литвы постоянно их делает в довольно жесткой форме, мол, Россия больше не сможет использовать газ как энергетическое оружие и инструмент для давления на Европу. Хотя на деле именно европейские страны политизируют энергетику, обвиняя в этом, кстати, нас.

Это все слова. Теперь о деле – есть пока единственный контракт о поставке СПГ в Литву. Заключила его государственная компания Litgas и отнюдь не по коммерческим соображениям. Здесь имели место быть чисто политические основания, потому что ни одна коммерческая компания не подписала ни одного контракта, так как понятно, что это убыточный путь.

Если посмотреть на газовый рынок Литвы, то контракт подписан на 540 млн кубометров газа в год от норвежской Statoil. А потребили в прошлом году в Литве чуть больше 2,5 млрд кубометров. Если речь идет о полной независимости, то им надо еще где-то раздобыть около 2 млрд кубов. И пока других источников таких объемов, кроме России, нет. 

Дело в том, что поставщики СПГ направляют свой газ на рынки Азии, где цены выше. Statoil, кстати, тоже согласился на поставки в Литву за высокую цену. Судя по контракту, норвежцы отдают газ по той цене, как она есть на NBP (крупнейший газовый хабе Европы в Великобритании) +100 долларов. Это уже чуть больше, чем цена российского газа на момент подписания. А потом ведь цена нашего газа начала падать, а на NBP нет, и разрыв этот увеличивается в нашу пользу.

Напомню, что Литва еще должна платить норвежским компаниям за аренду СПГ-терминала, потом они сами его должны разжижать и транспортировать. Все это накидывает еще 100 долларов к цене. Это не учитывая вложения, которые были сделаны, чтобы открыть этот терминал, построить хранилища, протянуть газопровод в порту – еще 500 млн долларов. Вот она цена независимости.

После полной зависимости поставок газа из России Литва добавляет себе еще зависимость от Норвегии. Плюс платит за это приличную цену. Утешают они себя при этом так, мол, придет время (конец 2015 года, когда истечет срок контракта с Газпромом), мы посмотрим экономическую составляющую и подпишем новый контракт с тем поставщиком, с которым будет выгодно – Газпром или поставщики СПГ.

В нынешних экономических условиях поставки Газпрома выгоднее. Из-за того, что цена на нефть упала, а контракты Газпрома предполагают привязку к цене на нефть, российский газ для европейцев будет сверхдешевым – 220-250 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения – в 2014 году средняя для всех европейцев была 340 долларов за тысячу кубов, а в частности для Литвы 370 долларов. А в этом году цена должна быть соответственно чуть меньше 300 долларов. Если конкурировать с таким российским газом, то поставщикам СПГ будет нелегко. Самой Литве, которая продолжит такую свою политику по политическим основаниям, тоже придется несладко. В свете этого Литва пытается договориться о поставках сжиженного газа из США. Но это тоже политическое, а не экономическое решение, и стоить оно будет больше, чем по контракту со Statoil. Это связано с тем, что американцам надо будет еще отбивать затраты на строительство заводов по сжижению, цену транспортировки из Северной Америки. Думаю, что на цену NBP+100 долларов американцы не согласятся. И вообще не понятно, какие будут объемы производства газа в США в будущем. Сейчас производство газа там полностью нерентабельно. Компании, добывающие сланцевый газ, выживают только за счет того, что постепенно переводят буровые на добычу жидких углеводородов (они дороже) и покрывают убытки от добычи газа.

Когда американцы приезжают в Европу и обещают европейцам обеспечить их газом, не надо забывать, что в США нет государственных компаний, которые могут поставлять СПГ. И когда дело дойдет до поставок, договариваться придется с коммерческими компаниями. Пока речь идет на политическом уровне, все хорошо, но как только появляются частные организации, то важнее будет прибыль, а не политика.

Список поставщиков Литва сможет расширить, если только будет конкурировать в цене на СПГ с поставками в Азию. Благотворительностью в их пользу никто заниматься не будет. В этом смысле очень показателен пример Польши, которая подписала контракт с Qatargas Operating Company о поставке СПГ. Под это дело поляки планируют достроить терминал-СПГ. По условиям этого контракта цена вышла еще выше. На момент подписания она была порядка 700 долларов за тысячу кубометров, сравните с 400 долларами у Газпрома. Но это еще не самое страшное. Дело в том, что если Польша не захочет выкупать этот газ, о котором договорились с Катаром, то поляки оплатят разницу поставок между своей ценой и той, что актуальна для Азии. Так что Катар в любом случае не в накладе.

Все это еще раз подтверждает мысль, что политизация энергетики выгодна Европе лишь в случае хороших отношений с Россией. В остальном это выйдет боком и будет дорого. Россия – единственная страна, которая по политическим мотивам может делать скидки. Подтверждение тому – история взаимоотношений России с Украиной, Белоруссией, Арменией по газовому вопросу. Больше никто за политическую дружбу скидок не делает. У всех стран - частные компании, а они в политику не играют. Причем они же еще и не сжиженный газ, как правило, продают, а мощности по его сжижению, то есть продается возможность сжижения определенного объема газа. Воспользуетесь вы ее или нет, уже дело другое.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 13.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики