Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: ExxonMobil требует от России денег, но хочет гарантий

Эксперт: ExxonMobil требует от России денег, но хочет гарантий

Компания ExxonMobil переплатила России десятки миллиардов рублей налогов. Теперь американцы грозят судом и требуют вернуть деньги.  

Американская компания ExxonMobil требует от России вернуть деньги, которые были переплачены в качестве налога на прибыль во время реализации нефтегазового проекта «Сахалин-1». Речь может идти о десятках миллиардов рублей. Кроме того, компания, которая является оператором «Сахалина-1» и владеет 30% проекта, требует снизить ставку налога на прибыль для проекта с 35% до 20%. В случае, если Россия откажется от возврата переплаченных налогов, Exxon Mobil готова подать иск в Стокгольмский арбитражный суд.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напомнил НСН предысторию конфликта. 

«В России, в Сахалинской области в частности, действовали ставки налога ниже, чем те, по которым платила «Exxon Нефтегаз».  Это компания, которая реализует проект «Сахалин-1».  Они платили налог с прибыли по 35%, а в Сахалинской области действовал  налог 22%. По сути, они переплачивали все эти годы. Российские власти говорили об этом и ранее. В частности, Минфин предлагал решать этот вопрос: либо снижать ставку, либо выплачивать компенсации, либо делать возврат переплаченных денег.  То, что ExxonMobil переплачивала, все признают. Теперь нужно решать, как исправить эту ситуацию, а вот на это точки зрения у всех разные», - рассказал Юшков.

Экономические проблемы, с которыми сейчас столкнулась Россия, не позволяют выплатить все деньги сразу. Основной вопрос в том - будет ли страна выплачивать реальные деньги, либо предоставлять какие-то дополнительные преференции.  

«Заинтересованность ExxonMobil заключается в том, чтобы либо получить максимальный доход, непосредственно деньги, либо получить какие-либо гарантии или дополнительные активы. Из-за западных санкций компания вынуждена была уйти фактически из всех российских активов. Из 10 проектов они остались только в одном, в проекте «Сахалин-1».  А все остальные – совместные предприятия с «Роснефтью» по разработке арктического шельфа, по шельфу Чёрного моря и по добыче сланцевой нефти в Западной Сибири – они все эти проекты вынуждены были закрыть или заморозить. Поэтому сейчас ExxonMobil  и требует либо деньги, либо гарантии сохранения своих долей в совместных "замороженных" предприятиях. Чтобы «Роснефть» не искала новых партнёров для разработки тех же самых шельфовых проектов, а предоставила гарантии  ExxonMobil , что доля компании  в этих проектах сохранится и никто другой в них не войдёт», - пояснил НСН эксперт.

По словам Игоря Юшкова,  решением конфликта  может стать «чисто сахалинская история», когда ExxonMobil получит в рамках «Сахалина-1» новый проект «Дальневосточный СПГ».

«Этот проект подразумевает, что газ, который добывается на месторождениях «Сахалина-1» -  порядка 9 миллиардов кубометров в год - пойдёт на завод СПГ, который тоже договорились построить «Роснефть» и ExxonMobil, и будет там сжижаться и продаваться. Так вот,  ExxonMobil может настоять на том, чтобы этот проект включили в «Сахалин-1». Но для этого правительству нужно будет переписать соглашение о разделе продукции, на основании которого  и работает «Сахалин-1». То есть государство внесёт свой дополнительный актив в уставной капитал оператора «Сахалин-1» - компании «Exxon Нефтегаз», и тем самым покроет убытки ExxonMobil за переплаченный налог на прибыль. Для ExxonMobil этот вариант был бы выгоден.  Сейчас не понятно, как газ с «Сахалина-1»  мог бы сжижаться на «Дальневосточном СПГ», если эти проекты будут существовать в разном правовом поле. Помимо ExxonMobil и «Роснефти» в «Сахалине-1» есть и другие акционеры, в частности, японские компании. Они пока не выражали своего мнения, как они относятся к тому, чтобы газ уходил в другой проект.  А если «Дальневосточный СПГ» будет включён в сам «Сахалин-1», то никаких проблем с этим не будет, и проект будет иметь больше шансов на реализацию», - резюмировал в интервью НСН ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

«Сахалин-1» реализуется на базе соглашения о разделе продукции. Как сообщает «Коммерсант», в проект входят три нефтегазоносных месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина. Потенциальные извлекаемые запасы составляют 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Всего в России действуют три СРП проекта — «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинский, от которых, сообщала Счётная палата в середине января, страна уже получила $24 млрд.

Источник: НСН, 18.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики