Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: обвинения ЕК в адрес «Газпрома» политически мотивированы

Аналитик: обвинения ЕК в адрес «Газпрома» политически мотивированы

Ранее Еврокомиссия направила уведомление о претензиях к «Газпрому», утверждая, что некоторые его методы работы на рынках Центральной и Восточной Европы являются нарушением антимонопольного законодательства ЕС.

Обвинения Еврокомиссии в адрес «Газпрома» можно объяснить только политическими мотивами, а отсутствие беспристрастного решения по этому вопросу может подорвать энергетическую безопасность Европы, заявил РИА Новости заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еврокомиссия в среду направила уведомление о претензиях к «Газпрому», утверждая, что некоторые его методы работы на рынках Центральной и Восточной Европы являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением антимонопольного законодательства ЕС. Расследование касается Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Болгарии. «Газпрому» дано на ответ 12 недель.

Сам «Газпром» считает претензии Еврокомиссии необоснованными и ожидает разрешения ситуации с учетом договоренности властей РФ и ЕК, то есть на межправительственном уровне.

«Предъявленные обвинения очень странные по содержанию. И могут быть объяснены только политической мотивацией ЕК», — сказал Гривач.

Перепродажа газа

Согласно предварительной оценке Еврокомиссии, «Газпром» нарушает правила ЕС по конкуренции за счет следования стратегии разделения рынков Центральной и Восточной Европы, к примеру путем снижения возможностей своих клиентов по перепродаже газа через границы. Это могло дать возможность «Газпрому» применять несправедливые цены в определенных странах ЕС, полагает ЕК.

По словам Гривача, все формальные ограничения по перепродаже газа (destination clause), что было обычной практикой для всех поставщиков газа до выпуска в начале 2000-х годов второй директивы по газовому рынку ЕС, были убраны из долгосрочных контрактов более 10 лет назад.

«Более того, страны Прибалтики не объединены в единую систему, и там в принципе нет возможности перепродавать объемы газа. В любом случае никаких предписаний о несоответствии контрактов европейскому законодательству ни национальные, ни европейские регуляторы не выносили», — отметил эксперт.

Несправедливая цена

Что касается обвинений ЕК в установлении «Газпромом» несправедливых цен на газ в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Польша и Болгария, Гривач указал, что никакого бенчмарка европейской цены не существует. Эксперт привел пример: цена газа в газодобывающей Румынии в несколько раз ниже, чем в Болгарии.

«Но никто не заставляет румынских производителей продавать газ там, где он дороже, чтобы выровнять цены. Цена на отдельных рынках выше, потому что варианты замещения более дорогие. Поэтому и составы формулы (цены газа — ред.) на различных рынках разные», — отметил представитель Фонда национальной энергетической безопасности.

Ранее Польша заключила контракт на импорт газа из Катара, который вдвое дороже российского газа, а Литва покупает норвежский СПГ по цене в полтора раза выше, чем от «Газпрома», продолжил Гривач.

«Аргументы ЕК не выдерживают никакой критики», — подытожил эксперт.

Инфраструктура

Еврокомиссия также полагает, что «Газпром» использовал свое доминирующее положение в Болгарии и Польше, «обуславливая поставки газа получением от оптовиков обязательств, связанных с инфраструктурой». Например, поставки газа зависели от инвестиций в проекты трубопроводов, продвигаемые «Газпромом», или от согласия на усиление контроля «Газпрома» над газопроводом. Здесь речь идет о газопроводах «Ямал-Европа» и «Южный поток».

«Естественно, поставки газа в Польшу по газопроводу „Ямал-Европа“ были увязаны с обязательствами по строительству газопровода. Если бы его не было, то и поставки по контракту невозможно было бы осуществить физически. Проекта „Южный поток“ вообще нет. Поставки в Болгарию идут без всякой увязки с ним», — отметил Гривач.

«Думаю, при справедливом, политически немотивированном рассмотрении у ЕК нет ни единого шанса доказать свои претензии в суде. А если вердикт будет пристрастным, то это лишь сильнее подорвет энергическую безопасность Европы. ЕК уже давно идет по скользкой дороге дискриминации основного энергетического партнера. Это контрпродуктивно и опасно», — заключил эксперт.

Источник: РИА Новости, 22.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики