Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: обвинения ЕК в адрес «Газпрома» политически мотивированы

Аналитик: обвинения ЕК в адрес «Газпрома» политически мотивированы

Ранее Еврокомиссия направила уведомление о претензиях к «Газпрому», утверждая, что некоторые его методы работы на рынках Центральной и Восточной Европы являются нарушением антимонопольного законодательства ЕС.

Обвинения Еврокомиссии в адрес «Газпрома» можно объяснить только политическими мотивами, а отсутствие беспристрастного решения по этому вопросу может подорвать энергетическую безопасность Европы, заявил РИА Новости заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еврокомиссия в среду направила уведомление о претензиях к «Газпрому», утверждая, что некоторые его методы работы на рынках Центральной и Восточной Европы являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением антимонопольного законодательства ЕС. Расследование касается Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Болгарии. «Газпрому» дано на ответ 12 недель.

Сам «Газпром» считает претензии Еврокомиссии необоснованными и ожидает разрешения ситуации с учетом договоренности властей РФ и ЕК, то есть на межправительственном уровне.

«Предъявленные обвинения очень странные по содержанию. И могут быть объяснены только политической мотивацией ЕК», — сказал Гривач.

Перепродажа газа

Согласно предварительной оценке Еврокомиссии, «Газпром» нарушает правила ЕС по конкуренции за счет следования стратегии разделения рынков Центральной и Восточной Европы, к примеру путем снижения возможностей своих клиентов по перепродаже газа через границы. Это могло дать возможность «Газпрому» применять несправедливые цены в определенных странах ЕС, полагает ЕК.

По словам Гривача, все формальные ограничения по перепродаже газа (destination clause), что было обычной практикой для всех поставщиков газа до выпуска в начале 2000-х годов второй директивы по газовому рынку ЕС, были убраны из долгосрочных контрактов более 10 лет назад.

«Более того, страны Прибалтики не объединены в единую систему, и там в принципе нет возможности перепродавать объемы газа. В любом случае никаких предписаний о несоответствии контрактов европейскому законодательству ни национальные, ни европейские регуляторы не выносили», — отметил эксперт.

Несправедливая цена

Что касается обвинений ЕК в установлении «Газпромом» несправедливых цен на газ в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Польша и Болгария, Гривач указал, что никакого бенчмарка европейской цены не существует. Эксперт привел пример: цена газа в газодобывающей Румынии в несколько раз ниже, чем в Болгарии.

«Но никто не заставляет румынских производителей продавать газ там, где он дороже, чтобы выровнять цены. Цена на отдельных рынках выше, потому что варианты замещения более дорогие. Поэтому и составы формулы (цены газа — ред.) на различных рынках разные», — отметил представитель Фонда национальной энергетической безопасности.

Ранее Польша заключила контракт на импорт газа из Катара, который вдвое дороже российского газа, а Литва покупает норвежский СПГ по цене в полтора раза выше, чем от «Газпрома», продолжил Гривач.

«Аргументы ЕК не выдерживают никакой критики», — подытожил эксперт.

Инфраструктура

Еврокомиссия также полагает, что «Газпром» использовал свое доминирующее положение в Болгарии и Польше, «обуславливая поставки газа получением от оптовиков обязательств, связанных с инфраструктурой». Например, поставки газа зависели от инвестиций в проекты трубопроводов, продвигаемые «Газпромом», или от согласия на усиление контроля «Газпрома» над газопроводом. Здесь речь идет о газопроводах «Ямал-Европа» и «Южный поток».

«Естественно, поставки газа в Польшу по газопроводу „Ямал-Европа“ были увязаны с обязательствами по строительству газопровода. Если бы его не было, то и поставки по контракту невозможно было бы осуществить физически. Проекта „Южный поток“ вообще нет. Поставки в Болгарию идут без всякой увязки с ним», — отметил Гривач.

«Думаю, при справедливом, политически немотивированном рассмотрении у ЕК нет ни единого шанса доказать свои претензии в суде. А если вердикт будет пристрастным, то это лишь сильнее подорвет энергическую безопасность Европы. ЕК уже давно идет по скользкой дороге дискриминации основного энергетического партнера. Это контрпродуктивно и опасно», — заключил эксперт.

Источник: РИА Новости, 22.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики