Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС надеется отказаться от российского газа, заменив его туркменским

ЕС надеется отказаться от российского газа, заменив его туркменским

Крупный производитель газа, но на расстоянии 3500 км

Во время украинского кризиса Брюссель и Вашингтон активизировали свои усилия для сокращения зависимости Европы от российского газа.

Первым шагом было окончательно и бесповоротно остановить российский проект «Южный поток». Хотя «Южный поток» пользовался большой поддержкой в Европе, Брюссель сделал все возможное, чтобы заблокировать проект, а Вашингтон в конце концов послал американского сенатора Джона Маккейна в Болгарию, чтобы нанести завершающий удар.

Россия отреагировала на это объявлением, что она переведет весь транзит своего газа с Украины в Турцию, и ЕС теперь испытывает последствия своей «дипломатической победы».

Крайне нуждаясь в альтернативных источниках газовых поставок, Брюссель решил ускорить реализацию давно существующих планов импортировать газ из Азербайджана и Туркменистана.

Турция только что провела церемонию начала строительства Транс-Анатолийского газопровода (TANAP), который соединит существующий Южно-Кавказский трубопровод с запланированным Трансадриатическим трубопроводом (TAP), чтобы перекачивать природный газ из Азербайджана в Европу. Этого не случится до 2020 года, и это лишь капля в море, так как первоначальная мощность TAP будет составлять около десяти миллиардов кубометров в год, с возможностью увеличить мощность до 20 миллиардов кубометров в год.

Для сравнения, максимальная мощность российского трубопровода «Южный поток» составила бы 63 миллиарда кубометров в год, то же самое верно и для нового проекта «Турецкий поток».

Но учитывая тот факт, что азербайджанское месторождение «Шах-Дениз 2» будет производить лишь 16 миллиардов кубометров газа в год, ЕС не сможет даже использовать на полную мощность трубопроводы TAP и TANAP, если только не будет найден другой поставщик газа. И здесь появляется Туркменистан.

В прошлом году Туркменистан и Турция подписали рамочное соглашение о поставках газа в Транс-Анатолийский газопровод. Денис Даниилидис, поверенный в делах ЕС в Туркменистане, сказал недавно «Рейтер», что ЕС хочет оживить Траскаспийский газопровод для этих целей. По словам Даниилидиса, еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович собирается посетить эту центральноазитскую страну в ближайшие месяцы, чтобы возобновить переговоры о проекте.

Есть несколько причин того, почему это плохая идея.

Прежде всего, нет особого смысла поставлять туркменский газ по Каспийскому морю в Турцию, пока Трансадриатический газопровод является единственным, который сможет доставлять газ клиентам в ЕС. Даже если мощность ТАР будет увеличена, газопровод сможет перекачивать небольшое количество туркменского газа. «Набукко» умер и весьма вероятно, что аналогичные проекты также не смогут успешно начаться, потому что никто не хочет давать деньги.

Кстати говоря, неясным является то, кто должен оплатить строительство Транскаспийского трубопровода. Азербайджан дал понять, что счет оплатить придется ЕС и Туркменистану. Конечно, никто из них не готов это сделать.

Туркменистан очень хочет диверсифицировать свой газовый экспорт, но как указали сотрудники «Стратфор», страна сталкивается с «беспрецедентными экономическими проблемами и вызовами безопасности» в 2015 году, что влияет на ее «готовность участвовать в таких ориентированных на Запад проектах как Транскаспийский газопровод».

Однако, самым большим препятствием для осуществления проекта всегда являлось и будет являться сопротивление России.

И Россия и Иран выступают против строительства любого трубопровода через Каспийское море из-за его неурегулированного юридического статуса. Для ЕС было бы благоразумным не делать никаких глупостей, пока пять прибрежных государств не придут к соглашению по статусу Каспийского моря и морским границам.

Москва неоднократно предостерегала Брюссель против вмешательства в дела прибрежных государств Каспийского моря, подчеркивая, что Транскаспийский трубопровод отрицательно сказывается на законных интересах России.

Директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не преувеличил, когда он сказал, что «строительство этого трубопровода будет означать плевок в лицо России, и реальным риском может быть военный конфликт, перед которым Россия не отступит».

Теперь Брюссель должен решить, стоит ли голубая транскаспийская мечта этого риска.

“Russia Insider”Глобальная сеть - 30 марта 2015 г. 
"EU Hopes to Dump Russian Gas for Supplies from Turkmenistan"

Автор: Кристоф Германн 

Источник: Perevodika.Ru, 23.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики