Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС намерен создать единую и жестко управляемую систему газопроводов и газохранилищ

ЕС намерен создать единую и жестко управляемую систему газопроводов и газохранилищ

Состоявшийся в Берлине 6-7 мая этого года международный форум по энергобезопасности рекомендовал странам ЕС создать единую и жестко управляемую из одного центра систему газопроводов и газохранилищ. Это позволит странам ЕС выступать «единым фронтом» в переговорах с поставщиками газа, особенно с Россией. Поскольку Россия остается крупнейшим экспортером трубопроводного газа в регион Евросоюза, обеспечивая не меньше 30% совокупного газопотребления в ЕС. Рекомендовано также ускорить «перепланировку» реестра стран-поставщиков и маршрутов ввоза энергоносителей в Европу. 

В ЕС, как отмечалось на форуме, будут активнее стремиться к диверсификации поставок газа, чтобы избежать «монополизма каких-либо поставщиков». По данным «Deutsche Welle», главное - соединить трубопроводы между странами Западной и Восточной Европы, а также между восточноевропейскими странами. «Это позволит на деле создать один общеевропейский газовый рынок, который приведет к выравниванию цен на всём пространстве ЕС». В таком случае, «Россия лишится возможности устанавливать для одних покупателей завышенные цены на свои энергоносители, или «подкупать» других щедрыми скидками».

Обращает на себя внимание участие в работе форума министра нефтяной промышленности Омана Мохаммеда Аль Руми, министра нефти Ирана Биджана Намдара Зангане, координатора правительства США по международным энергетическим делам Амоса Хохштейна, директора Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Джейсона Бордоффа. Суть их выступлений на саммите сводилась к тому, что нужно расширить географию стран-поставщиков нефти и газа в Европу.

Иранский министр нефти заявил, что «Иран всегда был надежным поставщиком энергоресурсов и намерен восстановить свои позиции на мировом энергорынке. Из-за западных санкции нефтяной экспорт страны сократился до 1 млн барр. в сутки. В случае полноценного снятия санкций этот показатель увеличится как минимум вчетверо». Что касается экспорта иранского газа, министр отметил, что европейские цены на газ и ряд других факторов «затрудняют реализацию трубопроводных проектов. Поэтому более предпочтительными и перспективными являются поставки в Европу сжиженного газа».

В свою очередь, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев в своем выступлении призвал европейские страны «делать ставку на достаточно дешевый российский газ» и «активно участвовать в освоении углеводородных ресурсов Сибири».  И. Грачев отметил, что прежним традиционным энергосвязям между Европой и Россией «мешают процессы внутреннего политиканского характера». Они, по его мнению, и стали одной из основных причин резкого падения мировых цен на нефть, «но низкие цены - это дело очень короткого времени». Однако большинство участников форума назвали 70 долл. за баррель наиболее вероятной ценой в обозримой перспективе.

Но не только 70-ти - даже 40-долларовая «планка» этих цен, по оценке координатора правительства США по международным энергетическим делам Амоса Хохштейна, «экономически выгодная для производства сланцевых нефти и газа. Скажем, и при 40 долл. американские фирмы, добывающие сланцевую нефть, оставались бы с прибылью».

Относительно роли «украинского фактора», участники форума отмечали, что основным маршрутом диверсификации поставок в Украину и ряд соседних с ней стран мог бы стать, во-первых, транзит через Польшу газа из Голландии, Германии и Дании. Во-вторых, поставки СПГ из США, в том числе, с польских и прибалтийских терминалов. Для наращивания объемов хранения газа в «еврохранилищах» - до 50-55 млрд куб. метров в течение 10 лет – возможно использование крупных ПХГ на Украине. Отмечалось также, что с помощью ЕС к июню 2015 года может быть достигнуто новое «газовое» соглашение между РФ и Украиной, которое будет действовать до осени 2016 года.

В любом случае, поставки на Украину газа из дальнего зарубежья будут означать, что внутри бывшего СССР, где у России - решающая роль в газоснабжении, впервые появится голубое топливо из дальнего зарубежья. Касательно российских планов перевести с 2019 г. поставки в ЕС с Украины на транзит через Турцию и Грецию, «Deutsche Welle» отмечает, что «существуют подписанные на многие десятилетия контракты «Газпрома» с европейскими концернами. Эти документы конфиденциальны, но эксперты заявляют, что в контрактах прописан и украинский маршрут доставки продукции».

«Если "Газпром" попытается поменять в контрактах "пункт отгрузки товара" с западной границы Украины на западную границу Турции, - указывает аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани, - то его европейские партнеры наверняка потребуют пересмотреть и другие разделы контрактов».

Кроме того, «расстояние газоперекачки из РФ через Турцию-Грецию в «основной» регион ЕС значительно длиннее, в сравнении с транзитом через Украину, - уточнил RCC эксперт по вопросам восточноевропейского энергорынка Игорь Нагутич (Белоруссия). Российская сторона «получит» Турцию с Грецией, главным образом, в качестве транзитных стран, взамен Украины».

Между тем,  государства Юго-Восточной Европы заинтересованы в получении российского газа через Балканы. «Босния и Герцеговина (БиГ) всецело поддерживает проект долгосрочных поставок российского газа, - уточнил RCC министр иностранных дел БиГ Златко Лагумджия, – Это существенно укрепит энергетическую безопасность нашей страны. Кстати, БиГ получает газ из России с 1978 года».

Что же касается планов ЕС увязать российские газоэкспортные проекты со своими правовыми нормами и планами диверсифицировать географию импорта газа, то «у ЕС, похоже, двойные стандарты в отношении импорта газа Европой, - пояснил  RCC Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности.  - В отличие от российских поставок, в проектах или контрактах по ввозу газа из других стран в Евросоюзе не видят нарушений так называемого "Третьего энергопакета" ЕС, и не требуют разъяснений от стран-участниц».

По мнению К. Симонова, претензии Брюсселя и США к новым газоэкспортным планам РФ «обусловлены, скорее всего, крымским и смежными политическими факторами, хотя реальной альтернативы поставкам газа в ЕС из России не просматривается».

Источник: RCC.Ru, 12.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики