Главная > Актуальные комментарии > Цена на газ в промышленных масштабах

Цена на газ в промышленных масштабах

Газ для населения дорожает быстрее, чем для промышленности

Тарифы на газ для населения продолжат расти быстрее, чем для промышленности. Власти оставляют задачу выравнять цены на газ для обеих групп. Однако новые тарифы не решают старой проблемы: долги населения за газ превысили 60 млрд руб. Почти 80% этих задолженностей приходится на Северный Кавказ.

Российское правительство приняло решение об индексации тарифов на газ в 2016 году на 7,5% для промышленности и на 8,5% для населения. Как пояснили в Минэкономразвития (МЭР) «Газете.Ru», с самого начала предполагалось повышение для населения еще на 1 п.п. сверх общей индексации. 

 

Для расчета тарифов МЭР предлагало использовать так называемую методику очищенной инфляции (при оценке инфляции предполагалось не принимать в расчет влияние разовых факторов, например связанных с ослаблением курса валюты или контрсанкциями на продовольствие). 

В сентябрьском прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов МЭР вообще было заложено повышение тарифа на газ в 2016 году на 5,5% — как для промышленности, так и для населения.

Но инфляция, по словам главы МЭР Алексея Улюкаева, в 2016 году может составить всего 7%. То есть прогнозный рост тарифа на газ в 2016 году уже превышает прогнозную инфляцию.

Впрочем, такое вряд ли случится: прогноз выглядит слишком оптимистично, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

«Я уверен, что в 2016 году инфляция превысит 10%, — говорит глава ФНЭБ. — Таким образом, рост тарифа на газ для населения окажется ниже уровня инфляции».

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) собственно тарифы на газ не устанавливает, а лишь определяет максимальную оптовую цену газа для каждого субъекта Федерации. Розничные цены устанавливаются уже местными властями. Однако и в оптовых ценах разброс весьма велик, от 2,395 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м в Ямало-Ненецком автономном округе до 4,354 тыс. руб. в Алтайском крае (по установленным ФСТ максимумам на 2015 год). 

В Московской области максимальная оптовая цена на 2015 год установлена на уровне 3,426 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Исходя из этой цены общее подорожание в МО составит не 256,95 руб. за 1 тыс. куб. м (как это было бы при росте тарифов на 7,5%), а 291,2 руб. 

Средняя цена газа для промышленных потребителей сейчас составляет 4,053 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. При индексации на 7,5% газ для промышленников подорожает на 303,97 руб. В абсолютных величинах это больше, чем для населения, но ключевая разница заключается в темпах роста тарифов.

«Тарифы для населения с самого начала были дотационными, — поясняет Симонов. — В Европе, например, цена газа для промышленников заметно ниже, чем для коммунальных хозяйств. И более быстрые темпы роста тарифов для населения в России означают лишь попытку ликвидировать эту диспропорцию».

Источник «Газеты.Ru» в ФСТ говорит, что решение правительства еще не является окончательным.

По его словам, тарифы еще могут быть пересмотрены осенью, в сентябре, после публикации прогноза социально-экономического развития МЭР. 

Как бы правительство ни меняло тарифы, их ставка никак не влияет на решение главной проблемы — нежелания части потребителей оплачивать газ. 

Как рассказали «Газете.Ru» в «Газпром межрегионгазе», на 1 апреля общая задолженность всех категорий потребителей достигла 164,1 млрд руб., что на 15,9% выше, чем на аналогичную дату прошлого года. Из этой суммы 62,5 млрд руб. (около 38%) — это долги населения. Причем большая часть этих неплатежей (79%, или 49,4 млрд руб.) приходится на Северо-Кавказский федеральный округ.

«Кто не платил за газ, тот за него не будет платить, даже если цены будут не расти, а, напротив, снижаться, — говорит Константин Симонов. — В основных регионах-неплательщиках уже можно говорить о сложившейся культуре неплатежей. Главное — нет инструментов для того, чтобы заставить население оплачивать газ».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 18.05.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики