Главная > Актуальные комментарии > Цена на газ в промышленных масштабах

Цена на газ в промышленных масштабах

Газ для населения дорожает быстрее, чем для промышленности

Тарифы на газ для населения продолжат расти быстрее, чем для промышленности. Власти оставляют задачу выравнять цены на газ для обеих групп. Однако новые тарифы не решают старой проблемы: долги населения за газ превысили 60 млрд руб. Почти 80% этих задолженностей приходится на Северный Кавказ.

Российское правительство приняло решение об индексации тарифов на газ в 2016 году на 7,5% для промышленности и на 8,5% для населения. Как пояснили в Минэкономразвития (МЭР) «Газете.Ru», с самого начала предполагалось повышение для населения еще на 1 п.п. сверх общей индексации. 

 

Для расчета тарифов МЭР предлагало использовать так называемую методику очищенной инфляции (при оценке инфляции предполагалось не принимать в расчет влияние разовых факторов, например связанных с ослаблением курса валюты или контрсанкциями на продовольствие). 

В сентябрьском прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов МЭР вообще было заложено повышение тарифа на газ в 2016 году на 5,5% — как для промышленности, так и для населения.

Но инфляция, по словам главы МЭР Алексея Улюкаева, в 2016 году может составить всего 7%. То есть прогнозный рост тарифа на газ в 2016 году уже превышает прогнозную инфляцию.

Впрочем, такое вряд ли случится: прогноз выглядит слишком оптимистично, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

«Я уверен, что в 2016 году инфляция превысит 10%, — говорит глава ФНЭБ. — Таким образом, рост тарифа на газ для населения окажется ниже уровня инфляции».

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) собственно тарифы на газ не устанавливает, а лишь определяет максимальную оптовую цену газа для каждого субъекта Федерации. Розничные цены устанавливаются уже местными властями. Однако и в оптовых ценах разброс весьма велик, от 2,395 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м в Ямало-Ненецком автономном округе до 4,354 тыс. руб. в Алтайском крае (по установленным ФСТ максимумам на 2015 год). 

В Московской области максимальная оптовая цена на 2015 год установлена на уровне 3,426 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Исходя из этой цены общее подорожание в МО составит не 256,95 руб. за 1 тыс. куб. м (как это было бы при росте тарифов на 7,5%), а 291,2 руб. 

Средняя цена газа для промышленных потребителей сейчас составляет 4,053 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. При индексации на 7,5% газ для промышленников подорожает на 303,97 руб. В абсолютных величинах это больше, чем для населения, но ключевая разница заключается в темпах роста тарифов.

«Тарифы для населения с самого начала были дотационными, — поясняет Симонов. — В Европе, например, цена газа для промышленников заметно ниже, чем для коммунальных хозяйств. И более быстрые темпы роста тарифов для населения в России означают лишь попытку ликвидировать эту диспропорцию».

Источник «Газеты.Ru» в ФСТ говорит, что решение правительства еще не является окончательным.

По его словам, тарифы еще могут быть пересмотрены осенью, в сентябре, после публикации прогноза социально-экономического развития МЭР. 

Как бы правительство ни меняло тарифы, их ставка никак не влияет на решение главной проблемы — нежелания части потребителей оплачивать газ. 

Как рассказали «Газете.Ru» в «Газпром межрегионгазе», на 1 апреля общая задолженность всех категорий потребителей достигла 164,1 млрд руб., что на 15,9% выше, чем на аналогичную дату прошлого года. Из этой суммы 62,5 млрд руб. (около 38%) — это долги населения. Причем большая часть этих неплатежей (79%, или 49,4 млрд руб.) приходится на Северо-Кавказский федеральный округ.

«Кто не платил за газ, тот за него не будет платить, даже если цены будут не расти, а, напротив, снижаться, — говорит Константин Симонов. — В основных регионах-неплательщиках уже можно говорить о сложившейся культуре неплатежей. Главное — нет инструментов для того, чтобы заставить население оплачивать газ».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 18.05.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики