Главная > Актуальные комментарии > Цена на газ в промышленных масштабах

Цена на газ в промышленных масштабах

Газ для населения дорожает быстрее, чем для промышленности

Тарифы на газ для населения продолжат расти быстрее, чем для промышленности. Власти оставляют задачу выравнять цены на газ для обеих групп. Однако новые тарифы не решают старой проблемы: долги населения за газ превысили 60 млрд руб. Почти 80% этих задолженностей приходится на Северный Кавказ.

Российское правительство приняло решение об индексации тарифов на газ в 2016 году на 7,5% для промышленности и на 8,5% для населения. Как пояснили в Минэкономразвития (МЭР) «Газете.Ru», с самого начала предполагалось повышение для населения еще на 1 п.п. сверх общей индексации. 

 

Для расчета тарифов МЭР предлагало использовать так называемую методику очищенной инфляции (при оценке инфляции предполагалось не принимать в расчет влияние разовых факторов, например связанных с ослаблением курса валюты или контрсанкциями на продовольствие). 

В сентябрьском прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов МЭР вообще было заложено повышение тарифа на газ в 2016 году на 5,5% — как для промышленности, так и для населения.

Но инфляция, по словам главы МЭР Алексея Улюкаева, в 2016 году может составить всего 7%. То есть прогнозный рост тарифа на газ в 2016 году уже превышает прогнозную инфляцию.

Впрочем, такое вряд ли случится: прогноз выглядит слишком оптимистично, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

«Я уверен, что в 2016 году инфляция превысит 10%, — говорит глава ФНЭБ. — Таким образом, рост тарифа на газ для населения окажется ниже уровня инфляции».

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) собственно тарифы на газ не устанавливает, а лишь определяет максимальную оптовую цену газа для каждого субъекта Федерации. Розничные цены устанавливаются уже местными властями. Однако и в оптовых ценах разброс весьма велик, от 2,395 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м в Ямало-Ненецком автономном округе до 4,354 тыс. руб. в Алтайском крае (по установленным ФСТ максимумам на 2015 год). 

В Московской области максимальная оптовая цена на 2015 год установлена на уровне 3,426 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Исходя из этой цены общее подорожание в МО составит не 256,95 руб. за 1 тыс. куб. м (как это было бы при росте тарифов на 7,5%), а 291,2 руб. 

Средняя цена газа для промышленных потребителей сейчас составляет 4,053 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. При индексации на 7,5% газ для промышленников подорожает на 303,97 руб. В абсолютных величинах это больше, чем для населения, но ключевая разница заключается в темпах роста тарифов.

«Тарифы для населения с самого начала были дотационными, — поясняет Симонов. — В Европе, например, цена газа для промышленников заметно ниже, чем для коммунальных хозяйств. И более быстрые темпы роста тарифов для населения в России означают лишь попытку ликвидировать эту диспропорцию».

Источник «Газеты.Ru» в ФСТ говорит, что решение правительства еще не является окончательным.

По его словам, тарифы еще могут быть пересмотрены осенью, в сентябре, после публикации прогноза социально-экономического развития МЭР. 

Как бы правительство ни меняло тарифы, их ставка никак не влияет на решение главной проблемы — нежелания части потребителей оплачивать газ. 

Как рассказали «Газете.Ru» в «Газпром межрегионгазе», на 1 апреля общая задолженность всех категорий потребителей достигла 164,1 млрд руб., что на 15,9% выше, чем на аналогичную дату прошлого года. Из этой суммы 62,5 млрд руб. (около 38%) — это долги населения. Причем большая часть этих неплатежей (79%, или 49,4 млрд руб.) приходится на Северо-Кавказский федеральный округ.

«Кто не платил за газ, тот за него не будет платить, даже если цены будут не расти, а, напротив, снижаться, — говорит Константин Симонов. — В основных регионах-неплательщиках уже можно говорить о сложившейся культуре неплатежей. Главное — нет инструментов для того, чтобы заставить население оплачивать газ».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 18.05.2015

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики