Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет

В стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет

На парламентских выборах в Турции 7 июня Партия справедливости и развития президента Тайипа Эрдогана выиграла, набрав более 40% голосов. Однако эксперты такую победу партии Эрдогана посчитали поражением.

Юшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Ситуация с Турецким потоком и до выборов нельзя было назвать простой. Сначала переговоры носили политический характер, и лишь потом стали обсуждать его коммерческие аспекты – в частности, скиду с государственной энергетической компанией Турции BOTAŞ. Кстати, она была предоставлена и другим коммерческим компаниям. Как видим, переговоры и до выборов были непростыми, и многое вопросы еще остаются нерешенными.

Смена политической конъюнктуры в Турции может повлиять на ситуацию так – из-за возрастающей политической конкуренции в стране правящей партии придется еще выстраивать диалог и с оппозиционными партиями. Правительство будет формировать не только партия Эрдогана. При этом у оппозиционных партий, прошедших в парламент, логика будет такая: «мы против того, что делали до нас». Получается, все, о чем Эрдоган договорился с Владимиром Путиным, стоит подвергнуть как минимум некоему аудиту. Поэтому допускаю, что Турецкий поток может быть поставлен на пересмотр, как проект, заключенный при прежней модели доминирования партии Эрдогана.

С другой стороны, из-за возрастающей конкуренции политических сил в Турции партии начинают все больше и больше обещать избирателям. В ходе предвыборной кампании наобещали уже много чего, в том числе и популистского, что сложно будет реализовать. И тут надо быть готовым отвечать на вопрос – за счет чего был обещан рост благосостояния и экономическое развитие? Возможно это как раз за счет того, что будет сотрудничество с Россией, в первую очередь по газу. Потому что Турецкий поток – это дополнительные скидки для турецких потребителей газа из России. Плюс это возможность обезопасить себя, так как сейчас газ в Турцию идет через Украину. А Голубой поток не может обеспечить Турцию газом полностью. Поэтому всем партиям и политическим деятелям придется работать с Россией, выжимая из этих газовых отношений максимум для себя.

Партии, прошедшие в парламент сейчас, ориентируются больше на Европу и США и на их глобальные лозунги о диверсификации. Но Турецкий поток для Турции – это не увеличение зависимости от российского газа, а изменение маршрутов поступления газа. Ведь Турция сколько потребляла российского газа, столько и продолжит потреблять. Его доля в энергобалансе не вырастет. Говорить, что с реализацией Турецкого поток Турция окончательно сядет на «иглу» российского газа не приходится. У Турции сейчас выстроена вполне диверсифицированная модель газовых источников. Сыграть так, чтобы ситуация обернулась против России, будет тяжеловато. Таким образом турки подорвут собственные позиции. Если бы антироссийское мнение было превалирующим как в Европе, то можно было бы еще вставлять палки в колеса. А поскольку в правительство прошли партии далеко не с большинством голосов, то опасно меньшинству кричать и призывать поссориться с Россией. Таким путем много политических очков набрать не удастся. Допускаю, что в публичном пространстве после выборов критики российских проектов может прибавиться. Но с другой стороны, турки более прагматичны, чем европейцы, и они понимают, что для экономического роста их темпами в последние годы российский дешевый газ по безопасным маршрутам поставки им необходим. Думаю, что в стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 08.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики