Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стремление заняться таким направлением бизнеса как газомоторное топливо у Роснефти возникло вполне закономерно

Стремление заняться таким направлением бизнеса как газомоторное топливо у Роснефти возникло вполне закономерно

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности:

Пару лет назад была объявлена большая работа по переходу на газомоторное топливо (ГМТ). О подобной деятельности официально заявлял Газпром, было заключено соглашение с госбанками, в частности со Сбербанком, который должен был финансировать данную программу. К сожалению, информации о том, как продвигается реализация данной программы, на сегодняшний день очень мало. Насколько мне известно, в Газпроме действительно что-то делают в этом направлении, но в СМИ, как видим, об этом ничего не знают. Это минус госмонополии, так как тема интересная и перспективная, чтобы и общественность, и СМИ были в курсе, что поможет бороться с предубеждениями, скепсисом и страхом. Подчеркну, что планы, о которых объявлял Газпром, а сейчас  и Роснефть, касаются компримированного природного газа. То есть метана. Он намного безопасней пропан-бутана, который в свое время активно пытались внедрить у нас в качестве моторного топлива. К примеру, метан, в отличие от пропан-бутана, легче воздуха, что позволяет ему не так сильно накапливаться в случае утечки внутри автомобиля или в гараже. Как раз те инциденты со взрывами и возгораниями газа, которые происходят с газомоторным транспортом, это и есть, как правило, пропан-бутан.

Что касается новости о том, что Роснефть займется ГМТ и налаживают сотрудничество с двумя компаниями по этой теме – с российской и китайской. Дело в том, что наша страна может добывать газа, чем продает его сейчас на внешнем рынке. Российскому газу необходим сбыт. Это касается как Газпрома, так и той же Роснефти, которая строила в свое время амбициозные планы развития газового бизнеса. Отсюда появляется желание решить свои проблемы со сбытом и повысить свои доходы от реализации газа за счет развития внутреннего рынка. И переход транспорта на газомоторное топливо в этом отношении сулит большие возможности. Поэтому и стремление заняться таким направлением бизнеса у Роснефти возникло вполне закономерно.

В тоже время мне не понятен выбор «Роснефтью» в качестве партнера именно CIMC Enric Holdings Limited. Эта китайская компания до сих пор не была замечена в строительстве АЗС на ГМТ. Насколько мне известно, она занималась хранением и перевозкой ГМТ, но в автомобильной теме они себя не проявили пока. Допускаю, что этот странный выбор обусловлен ситуацией, сложившейся из-за санкций. Если бы не они, то Роснефть могла бы рассчитывать на более серьезного и солидного партнера из Европы или США, где, кстати, в последние годы интенсивно развиваются программы по переходу на ГМТ. Такие планы есть и в азиатских странах, в том числе в Индии, и вообще – в бедных странах, где дешевое ГМТ считается выгодным топливом.

В контексте недостатка информации по этой теме есть опасения – не станет ли Россия полигоном для испытаний для данной китайской компании. Вопросов по второму партнеру у меня нет, так как «Русские машины» – одна из крупнейших компаний, которая занимается автомобилестроением в России. Думаю, у них приоритетным будет направление муниципального транспорта на ГМТ. Под него будет легче всего создать соответствующую инфраструктуру.

Пару лет назад государство ставило задачи к 2020 году перевести на ГМТ значительную часть муниципального транспорта. Вполне возможно, что из-за кризиса эта программа будет буксовать, но развивать это направление стоит. Кстати, в Армении, которая на постсоветском пространстве считается лидером по транспорту на ГМТ, около 60% автомобильного транспорта заправляется газом.

Основная проблема, с которой сталкивается эта отрасль, отсутствие инфраструктуры. Мало иметь переоборудованный автомобиль, надо еще быть уверенным, что найдете, где его заправить. А поскольку легче создать инфраструктуру для муниципального транспорта, то именно это направления развития ГМТ для России наиболее перспективно. Правда, при переходе на газ мы, скорее всего, столкнемся с чисто субъективной проблемой в виде сложившейся в муниципальных предприятиях частой практики продажи топлива, что называется, налево. Их сопротивление в переходе на ГМТ объясняется тем, что с газом такие манипуляции в свою пользу невозможны, а добровольно от такого неформального источника дохода никто не откажется. Разумеется, что с этим надо бороться. Я считаю, что государство может и должно создавать такие рыночные условия и предпосылки, чтобы инфраструктура все-таки была создана, и переход на ГМТ был неизбежен. Он, помимо муниципалитетов, также выгоден для крупных сельскохозяйственных предприятий, но в условиях кризиса с финансированием будут, разумеется, проблемы. Поэтому со стороны государства необходима помощь в создании источников финансирования для перехода на ГМТ, ну а рынок в свою очередь должен помочь с реализацией. Время для этого уже наступило – стоимость дизеля у нас в стране уже выше стоимости бензина. Газ в условиях постоянного роста цен на топливо становится наиболее здравой альтернативой.

Главное, чтобы государство не внедряло ГМТ путем волевых усилий и понуканий. Задача государства в этом плане – создать условия, стимулы, убрать административные барьеры, организовать информативно-правовую базу и финансовую систему, чтобы всячески облегчить переход на газ.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 19.06.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики