Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удар по Греции через «Турецкий поток»

Удар по Греции через «Турецкий поток»

Торпедирование проекта газопровода «Турецкий поток» со стороны Европы и США недопустимо, заявляет Греция. На сегодняшний день это едва ли не единственный реальный проект, который может оказать серьезную поддержку греческой экономике и хотя бы частично расплатиться с долгами греков перед ЕС. Греки считают, что Европа и Штаты хотят оставить Грецию в зависимости от западных стран.

Греция заявляет, что противостояние Европы и США в реализации проекта газопровода «Турецкий поток» говорит о том, что «определенные европейские деятели и Вашингтон» просто не хотят развития греческой экономики.

«Это непростительно», — заявил во вторник министр производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис в интервью «России 24». 

 

Греческий чиновник подчеркнул, что проект «Турецкий поток» очень полезен для России и Греции, причем он окажет поддержку не только греческой экономике, но и экономикам соседних стран. По словам Лафазаниса, это 20 тыс. рабочих мест, €2 млрд инвестиций, а кроме того, сотни миллионов евро годового дохода для Греции от транзита российского газа. 

«Все это вместе будет вести к восстановлению нашей экономики», — подчеркнул министр. Противники же проекта, по его словам, хотят, чтобы Греция оставалась зависимой от западных стран.

Ранее российский президент Владимир Путин 20 июня также говорил, что труба «Турецкого потока» позволит грекам выплатить кредиты. По его словам, если Евросоюз хочет, чтобы Греция расплатилась по долгам, он должен быть заинтересован в росте греческой экономики.

«ЕС должен аплодировать нам. Что плохого в создании новых рабочих мест в Греции?» — заявил президент РФ. 

Греция сейчас находится в состоянии дефолта: власти страны отказались перечислить МВФ €1,55 млрд долга. Общая же сумма долга Греции перед кредиторами из ЕС составляет €323 млрд. 

«Турецкий поток» — газопровод мощностью 63 млрд кубометров в год, который Россия решила строить после того, как вынуждена была отказаться от аналогичного проекта «Южный поток». Причем отказ от ЮП был вызван позицией Еврокомиссии, которая не выдавала своего разрешения, заявляя, что проект противоречит нормам европейского антимонопольного законодательства.

Труба «Турецкого потока» должна пройти по дну Черного моря и территории Турции до турецко-греческой границы. Дальше страны Европы должны сами строить необходимую инфраструктуру (в отличие от ЮП, проект которого предполагал, что строительством на территории каждой страны займется совместное предприятие, где 50% будет принадлежать «Газпрому»). Из 63 млрд кубов общей мощности 14 млрд будет потреблять сама Турция. Стоимость проекта оценивается в €2 млрд, строительством займется российско-греческое СП, причем российскую сторону будет представлять не «Газпром», как это было в случае с «Турецким потоком», а ВЭБ. И финансироваться строительство будет именно за счет России. 

Однако Европа не торопится строить инфраструктуру со своей стороны, так как заинтересована в продолжении транзита российского газа через Украину, от чего «Газпром» обещает отказаться с началом 2020 года, когда истечет действующий транзитный контракт. 

«Конечно, Запад торпедирует «Турецкий поток» не из-за Греции, а из-за Украины (причем в том числе и из-за общего обострения отношений между Россией с одной стороны, и США и ЕС — с другой, вызванного украинским кризисом)», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По словам Симонова, сам по себе «Турецкий поток» греческую экономику, безусловно, не спасет. «Однако Россия предлагает Греции реальный проект, который принесет реальные экономические выгоды. В отличие от Европы, не предлагающей грекам ничего, кроме сокращения расходов», — отмечает Симонов

Глава ФНЭБ также рассказал что Европа ранее надавила на Грецию с тем, чтобы та отказалась от транзитных доходов за поставки газа через так называемый Южный газовый коридор. По словам Симонова, ЕС мотивировал это требование тем, что Трансадриатический газопровод (TAP), входящий в ЮГК, является общеевропейским проектом и недопустимо, чтобы одна страна получала доходы за транзит. 

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 01.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики