Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» подобрали альтернативу

«Газпрому» подобрали альтернативу

Еврокомиссия, которая после отмены South Stream была вынуждена в срочном порядке искать новые варианты газоснабжения Юго-Восточной Европы, представила свои первые предложения. Брюссель предлагает обеспечить Грецию, Болгарию и Сербию азербайджанским газом, построив два интерконнектора, а Венгрию и Словению — сжиженным газом из будущего терминала в Хорватии. Это создает реальную альтернативу российскому газу, но не позволяет полностью заменить его. Напротив, новыми трубами может воспользоваться «Газпром» при реализации проекта газопровода «Турецкий поток».

Еврокомиссия (ЕК) выбрала четыре приоритетных газопроводных проекта на Балканах, которые должны увеличить перетоки газа между странами региона и снизить их зависимость от сейчас единственного поставщика — «Газпрома». В прошлую пятницу состоялось второе заседание группы по повышению газовой связности стран Центральной и Юго-Восточной Европы (CESEC) — это бывшие страны-участницы проекта South Stream, к которым по приглашению ЕК присоединились представители Украины, Молдавии, Сербии, Боснии и Герцеговины, а также Македонии. Стороны последние восемь месяцев обсуждали вопрос, как обеспечить безопасность поставок в Юго-Восточную Европу после отмены South Stream, и теперь представили первые практические результаты.

ЕК предлагает для балканских стран два новых источника поставок — азербайджанский газ по газопроводу TAP (строительство уже началось), а также сжиженный газ из предполагаемого СПГ-терминала в Хорватии.

Соответственно, в качестве первоочередной меры ЕК предлагает построить три газопровода-интерконнектора: из Греции в Болгарию и из Болгарии в Сербию (что позволит поставлять в эти страны газ из TAP), а также из хорватского СПГ-терминала в Венгрию (мощности уже частично готовы) и Словению. Эти меры дадут Болгарии и Сербии альтернативу российскому газу, а в случае расширения мощности СПГ-терминала в Греции эти страны получат доступ и к рынку СПГ.

Украина, хотя и присутствовала на заседании и подписала совместные документы, занимает в планах Еврокомиссии не первое место. Ни один проект, подразумевающий строительство новых газопроводов на Западной Украине и использование украинских ПХГ, не был указан в числе приоритетных. ЕК пообещала помочь в открытии физического реверса газа на Украину из Румынии и виртуального — из Словакии. Так, она будет «способствовать усилиям „Укртрансгаза“ по заключению прямых соглашений с операторами газотранспортных систем Словакии, Румынии и Венгрии», и специальный подход к вопросу будет выработан к 30 сентября. Сейчас функции оператора украинской ГТС на западной границе Украины частично выполняет «Газпром экспорт», и это мешает Киеву открыть виртуальный реверс газа (см. «Ъ» от 8 июня).

Хотя заявленные ЕК интерконнекторы обеспечивают лучшую связность балканского газового рынка, их мощность недостаточна для полного исключения поставок российского газа. Кроме того, фактические объемы альтернативного газа пока отсутствуют: из 10 млрд кубометров газа по TAP Греция и Болгария получат по 1 млрд кубометров (около 40% и 35% потребления соответственно), остальной газ уйдет в Италию. После 2025 года Азербайджан планирует увеличить поставки в Европу еще на 10 млрд кубометров, но собеседники «Ъ» в отрасли сомневаются в способности страны так быстро освоить сложные месторождения на шельфе Каспия. По СПГ-терминалу в Хорватии, строительство которого обсуждается последние пять лет, инвестиционное решение пока не принято из-за сомнений инвесторов в окупаемости проекта. ЕК обещает приоритетным газовым проектам «ключевую поддержку» со стороны ЕБРР и Европейского инвестиционного банка при привлечении денег на строительство, однако точная структура финансирования неизвестна и должна быть выработана до конца 2016 года.

«Строительство интерконнекторов в Юго-Восточной Европе можно только приветствовать, но для их функционирования нужны новые ресурсы газа, которых нет»,- говорит Алексей Гривач из ФНЭБ. Он также подчеркивает проблемы с финансированием подобных проектов, поскольку нельзя гарантировать их загрузку в отсутствие контрактов на поставку газа и, соответственно, привлечь под эти гарантии кредиты. По мнению аналитика, некоторые из этих проектов, в частности интерконнекторы Греция-Болгария-Сербия, может использовать «Газпром» при реализации «Турецкого потока».

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 14.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики