Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июнь 2015 г.

Топ-лист событий за июнь 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Конфликт с Украиной и отказ Киева от предоставленной ему скидки

    Это привело к остановке поставок газа из России на Украину с 1 июля. Украина в очередной раз показала, что она намерена в полной мере использовать свой статус транзитера и шантажировать и Россию, и Европу для того, чтобы получить максимально комфортные условия. Сейчас Киев фактически прямым текстом говорит, что не будет закачивать газ в подземные хранилища, если Европа не даст ему денег. С этим и связана та истерика, которую устроила Украина в конце июня, заявив, что ее не устраивает предложенная Россией скидка. Напомним, что Россия предложила сохранить в третьем квартале цену второго, что предполагало уже не 100-долларовую, а всего лишь 40-долларовую, но все еще скидку. И цена на газ для Украины все равно была бы ниже, чем в соседних с ней странах. Президент России сказал, что цена на газ для Украины должна отталкиваться от цены на газ в соседней Польше, и в этом есть коммерческая логика. Но Киев демонстративно заявил, что ему надо больше, что он хочет более весомой скидки. А потом и вовсе обратился в ЕС с жалобой на отсутствие денег и словами, что если Евросоюз хочет быть готовым к зиме, то надо дать Украине миллиард, а лучше полтора, долларов. Европа оказалась в сложной ситуации, потому что, с одной стороны, это прямой шантаж, а с другой – ЕС берет на себя политическую ответственность за Украину и вообще всячески намекает России, что Украину нужно сохранить в качестве транзитера. Вот тут, конечно, Европа оказалась в противоречивой ситуации. Когда ЕС преодолеет свой дуализм, тогда, возможно, мы с мертвой точки сдвинемся, а пока не исключено, что Украина еще долго будет оставаться в наших рейтингах новостей.

  2. Развитие проекта «Турецкий поток»

    Ситуация июня оказалась неоднозначной: затянулись переговоры с Турцией, так и не подписаны межправительственные соглашения, не выдано разрешение на строительство газопровода. Это позволило критикам проекта сделать вывод о его торможении. С другой стороны, у западных компаний есть интерес к тому, чтобы все-таки этот газ получать через Турцию, продолжается поиск путей доставки газа от турецко-греческой границы далее до европейских потребителей. Есть огромное желание Греции стать транзитером, выраженное, в том числе, и во время визита греческого премьер-министра Ципраса в Россию в июне. Во время его участия в Петербургском экономическом форуме было принято важное решение о том, что Россия через один государственный банк выделит Греции два миллиарда для того, чтобы реализовать строительство участка по ее территории. То есть Греция не будет инвестировать свои деньги: эти деньги будут российскими. При этом труба будет регулироваться правилами «третьего энергопакета», потом Греция будет возвращать деньги России из транзитных денег. Вот это серьезный шаг вперед. Уже существуют три вариант транзита газа через греческую территорию: собственно труба через Балканы, труба, которая получила название Eastring, т.е. это разворот с балканского газопровода, ну и, наконец, строительство трубы через Грецию напрямую в Италию. Так что, в общем-то, борьба за «Турецкий поток», безусловно, будет продолжена, это долгая история.

  3. Подписание меморандума о строительстве третьей и четвертой ниток «Северного потока»

    Это одна из главных сенсаций июня. Газпром в партнерстве с Shell, OMV подписал соглашение о расширении «Северного потока». Это тоже отражение сложностей с «Турецким потоком», но при этом и отражение интересов европейских компаний к российскому газу. Проект «Северного потока» проще, чем история «Турецкого потока», потому что труба по Балтике может напрямую пойти в Европейский союз, минуя транзитные страны вроде Турции. «Северный поток» уже построен. И понятно, чтобы «Северный поток» позволил уменьшить мощность «Турецкого потока», нужно создать инфраструктуру по доставке газа до австрийского Баумгартена. Тут возникают сложности, потому что если «Северный поток-2» не попадает под действие европейских регуляторных механизмов, то ответвление, продление «Северного потока» по территории ЕС, конечно, будет попадать под действие «третьего энергопакета», и тут опять начнется борьба. Но, тем не менее, новость подтверждает заинтересованность европейского бизнеса в том, чтобы российский газ на европейский рынок продолжал поступать. У политиков, конечно, может быть другое мнение, но у Газпрома появилась возможность увеличить поставки через север и за счет этого сделать более гибкими параметры «Турецкого потока».

  4. Арест счетов по делу ЮКОСа

    Очевидно, что дело ЮКОСа будет использоваться Западом для продолжения экономического давления на Россию. Арест счетов произошел в день открытия Петербургского экономического форума, причем для Форума основной идеей была не традиционная уже для России идея ухода в Азию, а наоборот – идея сбалансированного экономического курса, включающего и продолжение сотрудничества с Европой. Не случайно одним из главных гостей мероприятия был греческий премьер Ципрас, присутствовало много первых лиц из европейского бизнеса, чего не было год назад. И такое демонстративное напоминание России о проблеме ЮКОСа воспринималось, конечно, как попытка продемонстрировать, что экономический диалог с Европой невозможен, а Россия по-прежнему остается «на крючке». Но драматизм ареста удалось снять. Некоторые страны, например, Франция, моментально счета разблокировали. Однако понятно, что эта бомба может рвануть в любой момент и в любой стране. Есть юридические казусы. Например, гипотетически можно предположить арест счетов российских государственных нефтегазовых компаний, но при этом не надо забывать, что Газпром только на 51 % государственный, «Роснефть» – на 75 %, т.е. это не только деньги государства. Нельзя арестовывать счета Газпрома, потому что там не только деньги государства, но 49 % принадлежат частным акционерам. Так что здесь коллизия довольно непростая, посмотрим, как события будут развиваться дальше.

  5. Заседание Совета директоров Газпрома

    На заседании Совета директоров Газпрома неожиданностей не произошло. Министр энергетики Александр Новак не стал вопреки слухам председателем Совета директоров, им остался Виктор Зубков. При этом Новак пошел рядовым членом Совета директоров Газпрома. И это скорее позитивная новость для министра, хотя многие восприняли это как его аппаратную неудачу. Если бы Новак возглавил Совет директоров, то это привело бы к определенной расбалансировке в его позиции. Новак мог войти рядовым членом в Совет директоров «Роснефти», а в Газпроме оказаться председателем, это позиции неравные. При этом мы знаем, что у Газпрома и «Роснефти» очень серьезный аппаратный конфликт, там нужно принимать серьезные решения по развитию российского газового рынка. В такой ситуации министр должен занимать объективную, взвешенную отстраненную позицию. При этом и Алексей Миллер доволен сотрудничеством с Зубковым, хотел бы оставить его в качестве руководителя совета директоров: уважаемая фигура, человек, имеющий прямой выход на Путина.

  6. Заседание Совета директоров «Роснефти»

    Совет директоров «Роснефти» возглавил Андрей Белоусов. Конечно, тут интрига существует, потому что в отличие от Газпрома, сохранившего комфортного для себя руководителя Совета директоров, ИгорьСечин лишился своих придворных академиков: и Александр Никипелов, и Николай Лаверов были убраны из Совета директоров «Роснефти». Пришла фигура, которая уж точно с командой Сечина не ассоциируется. У Белоусова были конфликты с «Роснефтью». Конечно, это не означает, что он теперь начнет какую-то аппаратную войну. Но тем не менее ситуация перестает быть комфортной для Сечина. Тем более что у государства возникают вопросы к эффективности «Роснефти». Посмотрим, как здесь интрига будет развиваться.

  7. Подписание Указа президента России о передаче блокпакета «Башнефти» Башкирии

    После отъема «Башнефти» у Владимира Евтушенкова процесс дальнейшей передачи этого актива затянулся. Владимир Путин никак не примет решение о том, кто будет контролировать эту собственность в дальнейшем. Кусок жирный, кусок большой, конфликтный, а ситуация политическая такова, что лучше все-таки таких явных конфликтов избегать. Поэтому принято довольно нетривиальное решение: когда есть несколько крупных сил, то временно на хранение собственность можно отдать какой-то третьей, стоящей в стороне, силе. И в этом плане принято любопытное решение – вернуть часть «Башнефти» в собственность региону. Понятно, что это уже не случай с Муртазой Рахимовым, который в свое время плотно опутал «Башнефть» и, собственно, получил деньги за нее в свой карман. То есть ясно, что в любой момент федеральный центр блок-пакет вернет. Так схема выглядит красиво и объяснимо с точки зрения логики изъятия этой компании у Евтушенкова: вот была сомнительная схема с участием региональных властей, у региона компанию увели, а теперь частично региону вернули. Но, конечно, «Башнефть» все равно рано или поздно станет частной компанией, и интрига вокруг компании, конечно, сохраняется.

  8. Начало строительства газопровода «Сила Сибири» со стороны Китая

    Проект развивается, Китай ждет этот газ, готов участвовать в строительстве инфраструктуры. Так что вряд ли этот проект будет застопорен. На сегодняшний день это один из главных приоритетов. Конечно, при этом переговоры по Алтаю идут довольно сложно, и раньше осени прорыва там ждать не стоит.

  9. Поддержка премьер-министром Дмитрием Медведевым эксперимента в рамках введения налога на финансовый результат

    Важная новость. Все-таки правительство согласилось с тем, что нужно посмотреть, как будет работать новая система налогообложения отрасли, связанная с налогообложением не выручки, а именно прибыли. Идея простая: новая система должна позволить инвестиции в выработанные месторождения и в месторождения абсолютно новые - в гринфилды. Как раз они больше всего страдают от нынешней системы, потому что инвестиции в них не эффективны. Но есть и проблемы. Минфин согласился с предложением, но только в варианте, что это будет эксперимент, довольно долгий, и только по его итогам будет приниматься решение о переходе всей отрасли на новые рельсы. То есть Минфин явно намерен выиграть время, затянуть эту историю, но то, что шаг в верном направлении сделан – это очень позитивно.

  10. Дискуссия вокруг шельфа

    Решение так и не принято. При этом «Роснефть» в июне попросила продлить действие лицензии на несколько месторождений. Государственные компании продолжают настаивать на том, что шельф – это стратегический актив, куда можно пускать только государство. При этом очень мало делают для того, чтобы эти активы реально разрабатывались, чем реально напоминают собаку на сене. То есть они хороши в аргументации, почему не надо пускать частников на шельф, но сами не слишком активно эти месторождения разрабатывают. Ситуация не однозначна, но ключевые решения, видимо, будут приняты только осенью.

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики