Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Европа еще может поменять точку зрения по «Турецкому потоку» (аудио)

«Европа еще может поменять точку зрения по «Турецкому потоку» (аудио)

Анкара не пойдет на уступки России по "Турецкому потоку", заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, сообщает "Росбалт". Комментируя ход переговоров с "Газпромом" о реализации проекта газопровода, он отметил, что Москва видит в Турции только транзитную страну, однако Анкара заинтересована в создании совместной системы поставок газа. В будущем "Турецкого потока" попытался разобраться директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Живущие в ленинской логике — то есть желающие поражения собственной власти — очень любят рассуждать на тему неудач "Турецкого потока", что, видимо, должно символизировать полный паралич российского государства. Также примерно хоронили Олимпиаду в Сочи да и много чего еще. Правда, с газопроводом борются еще и европейцы, что, конечно, смешно, потому что "Турецкий поток" должен стать для них дополнительным источником поставок газа, чему радоваться надо. Но ЕС настаивает на том, чтобы "Газпром" сохранил транзит через Украину, которая не раз ставила европейцев на уши да и сейчас открыто требует денег на закачку газа в подземные хранилища, намекая, что в противном случае зимой придется воровать газ из транзитных объемов. Но такой вот у европейцев загадочный газовый мазохизм.

Теперь вроде как с трубой стала бороться и Турция. Министр энергетики Турции заявил, что страна заинтересована в создании совместной системы поставок, иными словами — в совместной продаже российского газа. Это уже банальный шантаж. Сюда же можно записать и требование скидки на газ. Мотивы у Турции могут быть и шире. Скажем, Турция — член НАТО и испытывает серьезное давление США, давно борющихся с российскими энергетическими проектами.

Однако верно ли, что Турция держит нас за горло? Не совсем. Тут главное не перехитрить саму себя. Уже есть идея бросить две дополнительные нитки "Северного потока". Если продлить их до Баумгартена, то "Турецкий поток" можно сократить до двух ниток. Одна нужна самой Турции, вторая будет для Греции, Болгарии и Балкан. Ключевой же рынок Италии будет запитан через северный маршрут, в чем, кстати, весьма заинтересована Германия.

Я помню, какие прогнозы давали относительно первой нитки "Северного потока": что он не будет построен никогда, что скандинавы ни за что не дадут экологического разрешения. Громче всех кричали украинцы и те самые эксперты, которые сегодня хоронят "Турецкий поток". Проект, тем не менее, состоялся. Почему? Да потому что запад Европы тогда не захотел увлекаться мазохизмом и оставаться в зависимости от веселой Украины. Серьезный европейский бизнес не просто поддержал проект, но вошел в его акционерный капитал. Так что Европа еще может поменять точку зрения по "Турецкому потоку", особенно если продлять его в соответствии с европейскими правилами, которым, кстати, новая позиция Турции не слишком соответствует.

Для забывчивых напомню историю с газопроводом NEL, продолжающим "Северный поток" до Голландии. Там тоже были вопросы и по Третьему энергопакету, и немецкие землевладельцы бастовали. Но проект завершили, а как только стала заваливаться добыча в Голландии, тут же выдали все разрешения на полное использование трубы. И теперь она работает на максимальных оборотах, и никто про Третий пакет не вспоминает. Также будет и с OPAL, если Украина начнет валять дурака. Кстати, OPAL и сейчас уже загружен на три четверти. Европейские хранилища опустели за зиму, надо заполнять их перед отопительным сезоном. Тут уже не до пакетов.

Я, кстати, Европу бы за это не спешил осуждать. Наоборот, если там еще живы прагматизм и капитализм, мы можем договориться. Тот же вопрос к туркам. Хотите делать взаимовыгодный бизнес или будете исходить из иллюзии безальтернативности? Ответа ждать не так и долго.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 22.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики