Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия выхода Ирана из-под санкций для России негативны пока только теоретически

Последствия выхода Ирана из-под санкций для России негативны пока только теоретически

Ответ на вопрос, заданный в ходе онлайн-конференции "Перспективы российской нефтегазовой отрасли в свете низких цен на нефть и снятия международных санкций с Ирана". Повлияет ли на нашу нефтегазовую отрасль отмена санкций в адрес Ирана?

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Тема выхода Ирана из-под санкций довольно сложна. Стремительная активизация переговоров шестерки международных посредников с Ираном была инициирована США. Это было сделано американскими политиками для того, чтобы продемонстрировать их европейским коллегам, что не стоит бояться давить на Россию, так как поставщиком нефти и газа вместо РФ якобы может быть Иран. Но это не совсем так. В нефтяной отрасли Иран действительно сокращал добычу после введения санкций со стороны США и Евросоюза. Но при этом Иран перенаправил экспорт нефти в Азию, прежде всего в Китай. Причем данные о том, насколько Иран сократил добычу и экспорт нефти, разнятся. Управление энергетической информации США указывает, что Иран в период с 2011 по 2012 год сократил экспорт нефти на 1 млн барр. в сутки. Если пересчитать на более привычные для российской статистике млн тонн в год., то это получается 48,8 млн тонн. По данным BP, цифра выходит еще скромнее. В 2011 году добыча составила 208,8 млн тонн в год, в 2014 году – 169,2 млн тонн, т.е. падение добычи – 39,6 млн тонн. За счет роста внутреннего потребления возможность экспорта сократилась с 119,6 млн тонн в год до 76 млн тонн в год. Даже если представить, что Иран каким-то образом вернулся бы на мировой рынок, увеличив экспорт на те же 43,6 млн тонн в год, это не стало бы альтернативой для российской нефти в Европе.

Но чтобы Иран вышел на рынок с прежними объемами, ОПЕК должны перераспределить квоты на добычу. А тут возможен самый жесткий кризис за всю историю организации. Известно, что Саудовская Аравия, являющаяся лидером ОПЕК, открыто враждует с Ираном. Саудиты осудили подписание соглашения по иранской ядерной программе и заявили, что теперь тоже хотят развивать атомную отрасль. В этих условиях весьма сомнительно, чтобы саудиты так просто отдали свою долю на рынке, сократив свою квоту на добычу нефти, чтобы пустить Иран. Иран в свою очередь может провоцировать волнения в шиитских районах Саудовской Аравии и тогда уже возникнет вопрос добычей нефти у саудитов.

Для России с точки зрения торговли нефтью – чем хуже ситуация на Ближнем Востоке, тем лучше.

В газовой сфере стратегически Иран может создать для России больше проблем. Иран – вторая по запасам газа страна. Но чтобы вывести эти объемы на европейский рынок, нужно построить газопровод через всю страну от месторождения Южный Парс, потом проложить его через юго-восток Турции. Какие компании возьмутся за этот проект? Риски очень высоки. Причем риски стратегические – Иран в 1979 году уже показал, как можно национализировать все активы иностранных компаний. И с тех пор в политической системе Ирана по большому счету изменений не произошло. Тем более что договоренности с Ираном достигнуты недавно, а чтобы разработать месторождения и построить газопровод до Европы, нужно как минимум лет пять. Нет гарантий того, что Иран будет все это время таким же дружелюбным с Западом. Тактические трудности тоже есть – в последние дни Турция втягивается в войну. Турки нанесли удар по ИГИЛ и заодно и по курдам, а курды проживают именно там, где предполагается проложить газопровод из Ирана. Иран скорее начнет поставлять газ в Пакистан, куда газопровод уже построен. А Китай лоббирует строительство продолжения этот трубы до своей территории.

Так что для России последствия выхода Ирана из-под санкций могут быть только негативными, но реализация этих рисков отнюдь не гарантирована.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 27.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики