Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто поддаст России газу

Кто поддаст России газу

Автомобилисты не хотят ездить на газе, опасаясь, что газовые компании будут «ездить» на них

Законодатели уже довольно давно ведут медленную, но уверенную подготовительную работу по созданию в нашей стране необходимых предпосылок для перевода автотранспорта на газ. В чьих интересах это делается — потребителей или нефтегазовых компаний — вопрос открытый.

Голубая мечта «Газпрома»

Тема развития газомоторного топлива в России регулярно звучит на уровне администрации президента и кабинета министров. И это не удивительно, ведь ее лоббируют прежде всего нефтегазовые компании.

В последнее время вопрос стал еще более актуальным из-за роста конкуренции на российском топливном рынке. В частности, «Новатэк» и «Роснефть» стали «уводить» у «Газпрома» крупных клиентов в лице промышленных компаний. «Поэтому тут логика простая: если на рынке возникает сильная конкуренция и ты не можешь удержать свои позиции, то нужно создать по сути новый рынок. Сегмент газомоторного топлива этим рынком и является. А так как "Газпром" проигрывает конкуренцию на внутреннем рынке, то он инициирует развитие газомоторного транспорта, чтобы увеличить число потенциальных покупателей», — поясняет аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Этим объясняется то обилие законов и программ о газомоторном топливе, которые «внезапно» нарисовались (или почти нарисовались) в России всего за какие-то полтора года. А их было немало. Судите сами: первой ласточкой стал проект правил предоставления субсидий на закупку газомоторной техники, разработанный в 2014-м Минпромторгом совместно с Минтрансом и Минэнерго. Он предусматривает субсидирование до 30% стоимости газобаллонного оборудования. Затем эти же и другие ведомства подготовили проект подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В нем предусмотрены мероприятия по расширению использования газомоторного топлива на всех видах транспорта. А сегодня Минпромторг и Минэнерго заняты формированием проекта программы по стимулированию отечественного производства оборудования для выработки, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива.

Кроме того, существенным шагом в направлении будущего перевода наших автомобилей на газ стал принятый Госдумой закон, исключающий газозаправочные станции из категории опасных производственных объектов. В будущем запланирован запуск пилотных проектов по переводу транспорта на газ в 23 регионах страны.

Газ газу рознь

К категории газомоторного, как правило, относятся всего три типа топлива. Первый тип — сжиженные углеводородные газы, смесь пропана и бутана, или СУГ. К плюсам СУГ относится то, что они хранятся в баллоне под небольшим давлением — 5–6 атмосфер, а их стоимость в России закреплена законодательно. Она должна составлять 50% от цены на АИ-86, а значит, СУГ довольно дешевы и в любом случае всегда будут дешевле, чем бензин. Еще одно преимущество заключается в том, что их легко транспортировать: приезжает газовоз, встает около дороги и уже может заправлять — как машины, так и просто бытовые баллоны.

Минусы СУГ: этот газ не выветривается, он тяжелее воздуха и стелется по земле и полу. Другими словами, если в помещении произойдет утечка, то просто открыть форточку не вариант, нужно будет устраивать принудительную вентиляцию. Еще минус — газобаллонное оборудование много весит и занимает много места. К примеру, в легковушке типа седан баллон будет занимать добрую половину багажника.

Тем не менее «Газпром» и «Лукойл», например, выбрали именно это направление для активного развития. Главная причина в том, что установка необходимого оборудования на автотранспорт значительно дешевле, чем для других видов газомоторного топлива. Да и в использовании оно удобнее для автовладельцев и автопарков. Найти АЗС, на которых можно заправиться СУГ, довольно несложно, а на Северном Кавказе их вообще можно встретить на каждом шагу. Впрочем, это не означает, что нецелесообразно развивать все остальные типы газомоторного топлива.

Не своруешь, не продашь

Второй тип — сжатый, или компримированный метан. Это именно тот газ, который непосредственно добывают газовые компании. В качестве топлива он обычно используется на грузовом транспорте и в автобусах.

Сложность его применения состоит в том, что его нужно закачивать в баллон под большим давлением — около 250 атмосфер. Иначе в баллоне будет просто мало газа, и его надолго не хватит. Соответственно, это более опасно. Да и заправку из газовоза уже не осуществишь. Чтобы заправить автотранспорт метаном, его сначала надо перегнать по газопроводу к компрессорной станции; там он сжимается и уже после подается (опять же по трубам) на станцию для закачки в автомобильный бак.

Но на самом деле намного больше, чем все вышеперечисленное, широкому использованию метана мешает пресловутый «человеческий фактор». Да, с одной стороны, это экологически чистое топливо и стоит оно заметно дешевле бензина или дизеля. «Использование газомоторного топлива в парках коммерческих перевозчиков несет ощутимый экономический эффект в виде снижения затрат на топливо и в конечном итоге к снижению себестоимости услуг, — справедливо отметили в службе корпоративных коммуникаций ОАО «Газпром газэнергосеть». По данным компании, за счет перевода транспортных средств на газ предприятия могут сэкономить на горюче-смазочных материалах до 40%. А в целом, по словам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, при переходе на газ такие предприятия повышают свою рентабельность примерно на 15%.

Но, с другой стороны, именно ввиду дешевизны метана попытки внедрить практику его применения на общественном транспорте нередко заканчиваются тем, что водители специально портят газомоторное оборудование, чтобы вернуться обратно на дизель. Ведь дизель-то можно сливать и продавать «налево», а метан — ну никак.

Специально для тяжеловесов

Наконец, третий вид газового топлива — СПГ, или сжиженный природный газ. Это тот же метан, только не сжатый, а охлажденный до –162ºС. Переохлажденный газ в жидком состоянии занимает небольшой объем, но в баллонах он рано или поздно начинает нагреваться, соответственно, расширяться и создавать избыточное давление. И хотя конструкция транспорта, работающего на СПГ, предусматривает специальный клапан, это помогает не сильно. Поэтому такое топливо выгодно там, где у машин минимальное время простоя и они практически всегда находятся в движении, например в сфере дальнобойных перевозок.

К тому же газобаллонное оборудование для СПГ достаточно дорогое и тяжелое. Ставить его целесообразно только на грузовики и прочую тяжелую технику, зато одной заправки хватает очень надолго.

СПГ в России практически не используется. Это делает его популяризацию чуть ли не самым перспективным направлением для развития сферы применения газового топлива. И некоторые автопроизводители поняли это намного раньше своих конкурентов: например, линейку машин с двигателями на СПГ уже разработали на КамАЗе.

Но общая проблема метановых видов топлива — это отсутствие заправок. А нет заправок — нет и спроса на машины на СПГ; нет спроса на машины — нет спроса и на заправки. Поэтому их и не строят. Замкнутый круг.

Пока не мировой лидер

В 2012 году количество автотранспорта в мире, работающего на природном газе, составило 17 млн автомобилей, на СУГ — 18 млн. Мировыми лидерами по использованию газа в качестве моторного топлива являются Пакистан — 3,1 млн машин, Иран — 2,9 млн, Аргентина — 2,1 млн, Бразилия — 1,7 млн, Индия — 1,5 млн, Китай — 1,2 млн.

Меж тем, по данным «Автостата», в России общее количество автомобилей с газобаллонным оборудованием составляет около 1,4 млн, или примерно 3,5% от всего автомобильного парка страны. Абсолютное большинство (3,3%) используют СУГ, и только 0,2% — компримированный природный газ, он же метан.

В общем, от лидерства в мировом рейтинге использования газа в качестве моторного топлива Россия еще очень далека. Например, парк машин, работающих на метане, в России оценивается всего в 90 тысяч единиц. При этом в Европе на метане работают около 1,5 млн автомобилей. Соответственно, и по количеству газозаправочных станций наша страна отстает — по этому критерию мы занимаем лишь четвертое место.

Однако Россия является вторым после США крупнейшим производителем природного газа в мире. Имея такие возможности, не попытаться их использовать и не перевести коммерческий и частный автопарк на газ как минимум расточительно, а как максимум — непростительно глупо.

Газовые компании в помощь

Как утверждают производители, газомоторная отрасль не сможет развиваться без поддержки государства. Например, существенной помощью было бы смягчение нормативных требований к объектам газомоторной инфраструктуры. «В нынешних условиях разместить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию или автомобильную газозаправочную станцию в городской черте в условиях плотной застройки территории практически нереально», — отметили в ОАО «Газпром газэнергосеть». Выполнение действующих нормативных требований в большинстве случаев не представляется возможным или же затраты на их соблюдение становятся несоразмерными с доходной частью проекта.

Действующие сегодня нормативы были установлены десятки лет назад и с тех пор не менялись. Соответственно, они изначально не были рассчитаны на такой уровень развития технологий, которого отрасль достигла сейчас. Например, современное оборудование позволяет обеспечивать гораздо более высокую степень пожарной и промышленной безопасности, чем в те же 90-е, поэтому можно было бы без какой-либо угрозы снизить требования, например, к так называемым противопожарным разрывам. То же самое касается и требований к автотранспортным предприятиям, эксплуатирующим газобаллонные транспортные средства.

Кроме этого, как говорят в «Газпром газэнергосеть», необходимо существенно удешевить переоборудование транспортных средств, чтобы сделать выгоду от перевода автомобиля на газ более ощутимой. И это не так уж и сложно. Коммерческим организациям установка газобаллонного оборудования вообще могла бы обойтись бесплатно — при условии, например, что они соглашаются оплачивать поставки газомоторного топлива конкретной компанией на определенный срок. Тогда поставщик и сам будет заинтересован в том, чтобы обеспечить клиента оборудованием за свой счет.

Эту практику можно распространить и на розничный рынок, то есть на обычных автолюбителей. Тогда они явно быстрее осознают, насколько выгодно переходить на газ, и процесс строительства заправок и развития инфраструктуры пойдет нарастающими темпами.

На низком старте

Идея взаимовыгодного сотрудничества между потребителями и поставщиками топлива давно не дает покоя самим газовикам. «Роснефть» уже даже заявила о намерении оснастить все свои имеющиеся заправки газовыми модулями, а также построить 1000 новых газовых заправок к 2020 году. «Газпром» также планирует расширить свою сеть газовых АЗС, которая, к слову, сейчас крайне низко загружена. «Другой возможный вариант развития событий — это оснащение существующей сети АЗС "Газпром нефти" модулями для заправки газа, что создаст колоссальное предложение газомоторного топлива», — полагает Бирг. А как мы уже знаем, спрос без предложения не появится. 

В любом случае процесс постепенного перехода на газ должен происходить при непосредственном участии и надзоре государства. Конечно, управлять спросом на газомоторное топливо оно может лишь отчасти (например, в бюджетном секторе), но все равно без доброй воли бизнеса и граждан дело «газификации» транспорта далеко не продвинется. А ведь из-за замедления экономического роста, проседания большинства видов бизнеса, а также бюджетного дефицита вопрос о повышении эффективности и снижении затрат стал более чем актуальным. Быть может, теперь-то и пора переходить на более дешевое топливо ускоренными темпами? 

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 30.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики