Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Недра свободного доступа

Недра свободного доступа

Почему иностранцы получат право на разработку месторождений в России?

Иностранные компании смогут гарантированно получить в разработку российские месторождения федерального значения, если сами их откроют. Это следует из поправок в закон «О недрах», которые 28 июля Минприроды внесло в правительство, сообщают«Ведомости». Напомним: к недрам федерального значения относятся участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн тонн, газа — от 50 млрд кубометров, золота — от 50 тонн, меди — от 500 000 тонн.

Вот как выглядят ключевые пункты пакета поправок:

— иностранный потенциальный недропользователь вправе обратиться в правительство РФ за разрешением на разведку и добычу;

—  он может получить предварительное согласие, если не имеет задолженности перед российскими органами по налогам и сборам, располагает квалифицированными специалистами для организации добычи, а также финансовыми и техническими возможностями;

— предварительное согласие предоставляется один раз на три года;

— если за это время владелец лицензии находит месторождение федерального значения, то получает право вести на нем разведку и добычу, не спрашивая разрешения у российского правительства.

Что характерно, поправки Минприроды уже прошли согласование в ряде ключевых ведомств: Минобороны, ФСБ, Минэкономразвития, Росприроднадзоре. На сегодня слабые сомнения остались разве что у Минюста.

Юристы указывают, что и сейчас закон не запрещает иностранцу, открывшему крупное месторождение, вести на нем добычу. Правда, с существенной оговоркой: только в случае, если разработка месторождения не представляет угрозы обороне и безопасности России. В этом случае иностранец, по действующему законодательству, разрешения на разработку не получит, а его затраты на разведку будут компенсированы правительством РФ.

Новый механизм дает иностранцам твердые гарантии, и призван послужить притоку инвестиций на российский рынок. Другое дело, что инвесторов сейчас отпугивают антироссийские санкции, а падающие цены на нефть и газ делают разработку месторождений в России не самым привлекательным бизнесом.

К тому же, существует риск, что механизм контроля над деятельностью иностранцев окажется в руках либеральной части российской элиты. И тогда может оказаться, что Запад по дешевке приберет к рукам значительную часть запасов полезных ископаемых РФ.

Что на деле стоит за новыми правилами разработки недр, пойдут ли они на пользу России?

— Любые попытки — за последние 25 лет — дать иностранным компаниям права, которые каким-либо образом ограничивают возможности российского правительства, всегда заканчивались для России разного рода неприятностями, — считает президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин. — По этой причине я к инициативе Минприроды отношусь крайне негативно.

Во многом инициатива ведомства, я думаю, связана с компрадорской линией, которую проводят отдельные лица в российском правительстве. Кроме того, она связана и с высокой коррупционностью нашей нынешней власти. Ведь если что-то в России можно продать за рубеж за деньги — чиновники это при случае сделают.

На мой взгляд, именно поэтому поправки в закон «О недрах» не должны быть одобрены.

«СП»: — Если поправки все же примут, правительство может рассчитывать на приток иностранных инвестиций в условиях действующего режима санкций?

— Я не очень понимаю, причем здесь санкции. Могу вас уверить: если у Запада появится интерес к каким-либо активам в России, то все санкции в соответствующей сфере будут немедленно отменены.

Но я считаю, что торг здесь не уместен: государственный суверенитет России должен всегда иметь приоритет над любыми соглашениями…

— Минприроды пытается привлечь иностранные инвестиции в геологоразведку, — уверен заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — И я вполне допускаю, что иностранцев новые условия заинтересуют. Все-таки Россия является перспективным регионом с точки зрения запасов полезных ископаемых, и одним из лидеров по добыче углеводородов в мире.

Да, сейчас Россия находится под санкциями со стороны Запада, но эти ограничительные меры относятся к строго определенным сферам — прежде всего, к добыче нефти и газа. Разработку других ценных природных ресурсов РФ санкции не затрагивают.

«СП»: — Вас не смущает, что на откуп иностранцам пытаются отдать федеральные месторождения?

— Важно понимать, что стоит за этим термином. К федеральным, например, относятся месторождения с запасами нефти от 70 млн тонн, газа — от 50 млрд кубометров. Так вот, с точки зрения добывающих компаний — это сравнительно небольшие проекты.

Нужно учитывать и еще один момент. Сегодня нефть и газ на мировых рынках устойчиво дешевеют. В таких обстоятельствах смягчение правил допуска иностранных компаний к разработке российских недр — шаг не только закономерный, но и необходимый.

«СП»: — Почему мы сами, своими силами, не можем вести геологоразведку?

— Инвестиции в геологоразведку относятся к разряду высокорискованных. Сейчас у компаний нет никаких гарантий возврата вложенных в это дело средств. Ведь мало найти месторождение, нужно еще, чтобы оно оказалось рентабельным. При этом нельзя сказать, что российские компании вообще не вкладываются в разведку — они двигаются и в этом направлении, но делают это максимально аккуратно.

На мой взгляд, пакета мер, который предлагает Минприроды, недостаточно для стимулирования геологоразведочных работ. Эти работы требуется выводить на качественно более высокий уровень, и льготы за ведение разведки должны быть более существенными.

Но, как бы ни было, привлечение иностранных компаний повысит интерес и российских игроков к разведке перспективных участков.

«СП»: — Такое изменение правил создает угрозу, что ключевые российские месторождения окажутся в руках западных корпораций?

— Думаю, нет: у российского государства достаточно механизмов, чтобы контролировать движение стратегических активов. Тем более, от стадии разведки до добычи проходят иногда десятилетия, поэтому сейчас угроза потери контроля над какими-либо месторождениями выглядит малозначительной.

Кроме того, важно понимать: добыча не происходит в чистом поле — необходимо еще и строительство инфраструктуры. Думаю, если западные компании и обнаружат крупные месторождения в России, реально разрабатывать их они смогут только на условиях кооперации с российскими партнерами.

— Реализовать возможности, которые дают западным компаниям поправки Минприроды, в нынешних условиях будет очень сложно, — отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. — Едва ли сейчас западные корпорации будут финансировать весьма затратные проекты по поиску новых месторождений в России. Западу куда интереснее не начинать бизнес в РФ с нуля, а скупать активы уже действующих крупнейших российских компаний.

Есть и другая причина, по которой Запад, скорее всего, отнесется к инициативе Минприроды без особого восторга. Дело в том, что западные корпорации ожидают значительно большего от России.

Сейчас на той же Украине эти западные компании обкатывают методику получения максимума возможностей от иностранной экономики. Механизм прост — отодвигание местных элит от наиболее интересных бизнесов. По такой же модели корпорации намерены действовать и в Белоруссии, и в России.

«СП»: — Зачем вообще нашему правительству потребовалось допускать к недрам иностранцев?

— На мой взгляд, Москва рассматривает эту инициативу как форму уступки Западу. Мы демонстрируем, что идем навстречу западным компаниям и открываем для них российский рынок. Мол, у нас есть и свои корпорации, но и ваши, западные компании могут к нам зайти, если найдут месторождения.

На мой взгляд, это достаточно странная жертва. Запад она, повторюсь, совершенно не впечатлит. Он уверен, что если в России поменять политическое руководство, как это произошло на Украине, то перед западными компаниями откроется куда более широкий доступ к российским активам. В первую очередь — к тройке компаний, которые наиболее часто критикует наша либеральная оппозиция: «Газпрому», «Роснефти», РЖД.

Именно поэтому, к счастью, пакет поправок Минприроды не сможет нанести России ущерба. Если бы нечто подобное было сделано в 2005 году, вполне возможно, западные компании и пришли бы в Россию — искать и разрабатывать новые месторождения. Просто потому, что в те времена был тренд на повышение на рынке углеводородов. А сейчас тенденция на рынке обратная, и западным компаниям интереснее побороться за более широкий — политический — вход в уже имеющиеся российские активы.

Но в любом случае, инициатива Минприроды выглядит спорной. Все же добыча сырья — дело, которое государство способно организовать самостоятельно. Долгое время иностранцев не допускали к разработке недр именно потому, что этот бизнес был крайне доходным. И едва ли допустимо изменять этому принципу сейчас из конъюнктурных соображений…

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 30.07.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики