Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Программа "Энергетика": третий газопровод в Китай, сжиженный газ и сквозняки в метро (видео)

Программа "Энергетика": третий газопровод в Китай, сжиженный газ и сквозняки в метро (видео)

Предложен дополнительный маршрут газопровода в Китай с Дальнего Востока. Накануне визита президента в Пекин "Газпром" предложил китайским коллегам еще один, уже третий, маршрут поставок голубого топлива в КНР. Речь идет о газопроводе "Сахалин – Хабаровск – Владивосток". Ресурсной базой, как заявляет компания, станет месторождение на Сахалине.

Газопровод "Сахалин — Хабаровск — Владивосток" был построен еще в 2011 году с целью обеспечить сахалинским газом Приморье, а также создать условия для его поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Газотранспортная система берет начало на Сахалине, затем пересекает пролив Невельского и далее проходит рядом с Комсомольском-на-Амуре, Хабаровском и заканчивается около Владивостока. Общая протяженность трассы превышает 1800 километров. При полном развитии система сможет обеспечить ежегодную транспортировку порядка 30 миллиардов кубометров сахалинского газа.

"Эта труба для поставок газа, из России в Россию. Поэтому сейчас речь может идти об одновременном расширении газопровода и о сопутствующем развитии ресурсной базы", — сказал партнер компании Greenwich Capital Лев Сныков.

Поскольку газопровод из Хабаровска идет почти вдоль границ с Китаем, предложение российской стороны построить отвод трубопровода в Китай вполне обосновано.

"Идея, на самом деле, не совсем новая, она обсуждается уже достаточно давно. Суть ее заключается в том, что мы рассчитываем на расширение поставок газа на азиатские рынки. Еще к саммиту АТС построили на Востоке газопровод "Сахалин – Владивосток" — это была начальная часть плана по строительству СПГ завода во Владивостоке. Но затем, когда мы подписали в мае прошлого года большой контракт по Восточному маршруту, возникла мысль о том, что из Владивостока, на самом деле, газ может поступать на Азиатские рынки по разным схемам. Можно построить СПГ во Владивостоке, а можно, на самом деле, построить дальнейшее продление трубы до Китая", — отметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

При этом поставки газа с Дальнего Востока не являются альтернативными двум маршрутам поставок в Китай "Силы Сибири"- западному и восточному. Сейчас на долю угля в тепловом балансе КНР приходится более 70 процентов, а газа — всего 4 процента. Сейчас стоит задача довести долю газа до 8−10 процентов. А значит, спрос на газ у соседей из Поднебесной есть.

"Сейчас, вы знаете, Китай очень сильно развивается. И у нас стабильный спрос на углеводороды. Но при этом мы стараемся принять меры для увеличения энергоэффективности. Соответственно скорость увеличения потребности в ресурсах будет немного замедляться. То есть она будет оставаться, эта скорость увеличения, но она не будет такой большой, как раньше. Сейчас правительство очень сильно ужесточило экологические нормы. Поэтому мы будем ориентироваться на меньшее потребление угля и большее потребление газа. Сколько конкретно, что по углю, что по газу, пока сказать сложно. Это будет зависеть, в том числе, от конкретной рыночной ситуации на конкретный период времени. То есть, какие цены будут на энергоносители и как дальше будет продвигаться политика по увеличению энергоэффективности в Китае", — рассказал вице-президент PetroChina Хуан Вэйхе.

Маршруты поставок российского газа в Китай рассчитаны так, чтобы обеспечить ту часть страны, которая наиболее в нем нуждается. Восточная, где в основном находятся промышленные предприятия и в связи с этим, плохая экология, и западная, где Китай заинтересован в диверсификации поставок с целью обеспечить свою энергетическую безопасность.

Меморандум о намерениях по поставкам газа с Дальнего Востока будет подписан уже в ближайшие часы. Еще предстоит пройти немало согласований, но и спешки никакой нет. Поскольку реализация этого проекта — довольно долгосрочная стратегия обеих стран. А самым главным и приоритетным направлением маршрута поставок в Китай остается "Сила Сибири", реализация которого идет полным ходом.

***
Строительство "Ямал СПГ"

В 2013 году китайская корпорация CNPC приобрела 20 процентов доли в проекте "Ямал СПГ". Он предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 миллиона тонн в год.

Площадь Южно-Тамбейскоего месторождение на Ямале составляет более двух тысяч квадратных километров. Но чтобы оценить будущий центр добычи и сжижения природного газа, лучше всего подняться в воздух. Пока "Ямал СПГ" – это огромная строительная площадка. На месте будущего завода – только фундамент. Все конструкции будут завозить несколько позже – модульного типа, их словно конструктор соберут в единый организм, мощностью 16,5 миллиона тонн газа в год. Первую линию завода запустят уже в 2017 году.

"С одной стороны, тяжелые климатические условия, нет инфраструктуры, есть определенные сложности. С другой стороны, сжиженный природный газ — процесс сжижения — это процесс его охлаждения, его температура минус 163 градуса и, располагая завод в Арктике, нам природа сама помогает тратить меньше энергии на его сжижение. Для сравнения, у нас одна технологическая линия мощностью в 5 с половиной миллионов тонн. Если бы мы на таком же оборудовании строили в теплом климате завод, то мощность он выдавал бы максимум 5 миллионов. Таким образом, Арктика помогает на 10 процентов СПГ получать дополнительно при тех же энергозатратах", — заявил генеральный директор ОАО "Ямал СПГ" Евгений Кот.

Модули для завода СПГ доставляют по Северному морскому пути.

"Северный морской путь – это самый короткий путь доставки грузов, продуктов, продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион из европейской части нашей страны, да и в целом Европы. Такие проекты как "Ямал СПГ", конечно, это "якорные" заказчики, которые обеспечивают на долгосрочной основе стабильные перевозки грузов", — отметил министр энергетики России Александр Новак.

В прошлом году новым северным маршрутом на Саббету доставили 2 миллиона тонн грузов, когда завод выйдет на полную мощность, поставки вырастут минимум до 17 миллионов тонн.

Вес самых тяжелых конструкций для будущего завода СПГ составит порядка шести с половиной тысяч тонн. Поэтому порт строили так, чтобы заходить в Обскую губу Северного Ледовитого океана могли самые большие, многотоннажные суда.

"То место, где мы сейчас находимся, на причале, здесь была вода. Причем она довольно глубоко заходила – это полностью отсыпное сооружение. Здесь было поднято более трех метров над уровнем воды, действительно было море, не такое глубокое, но все-таки море. Перед тем как производить уже непосредственно работы по строительству этого порта были выполнены изыскания и было найдено самое оптимальное место, которое будет находиться прямо рядом с заводом и в то же время с тем, чтобы снизить затраты на строительство", — сказал менеджер участка грузового транспорт ОАО "Ямал СПГ" Алексей Неумоин.

Строить в суровом климате Заполярья, на берегу Северного Ледовитого океана, мягко говоря, не просто. Дело не только в климате, но и в почве. Поэтому все без исключения сооружения на Ямале стоят на сваях. Мера эта вынужденная, ведь под нами 300 метров вечной мерзлоты, по сути замерзшей воды, пыли, песка и растительных остатков. Между мерзлотой и фундаментом создают специальную воздушную подушку в несколько метров высотой, чтобы тепло от строений не передавалось почве.

Сейчас на Сабетте строят электростанцию. Она необходима для будущего завода по сжижению природного газа. В основе будет восемь газовых турбин, мощностью 47 МВт. Общая мощность электростанции составит 376 МВт.

Тянуть сюда линии электропередач не просто нецелесообразно – буквально невозможно. При этом потребление электричества огромное. Только технологические линии СПГ оборудованы шестью электродвигателями, мощностью 24 МВт каждый. То есть энергии на "Ямал СПГ" потребуется не меньше, чем на среднестатистический российский город. Хотя жителей здесь немного – всего 10 тысяч человек, и работают газовики вахтовым методом. Строить на Сабетте пришлось все с нуля – от жилья до дорог, а также подводить воду и газ.

Газом с первой скважины, которая была пробурена на Сабетте, отапливается весь поселок. Все же для проекта необходимо 208 подобных скважин.

Бурение идет ускоренными темпами с помощью буровой установки – она называется "Арктика". Первая сюда поступила в 2013 году, сейчас таких установок на Сабетте уже три. Экспериментальный буровой комплекс создавался на "Уралмаше" в тесном сотрудничестве с газовиками. В итоге получилась уникальная машина.

"Люди, которые поработали хоть раз на Арктике, больше на другую буровую установку вряд ли пойдут. Потому что температура внутри плюсовая, хотя за бортом минус и ветер. Общее число буровой бригады, одномоментно находящейся на кустовой площадке на буровой, порядка 25 человек в день и 20-25 человек в ночь, то есть люди работают в очень комфортных условиях", — отметил директор по бурению ОАО "Ямал СПГ" Алексей Бородай.

Перепады температур здесь составляют от минус 63 градусов, до плюс 30, а скорость ветра может достигать 30 метров в секунду. Обычные буровые установки вынуждены были бы простаивать до 90 дней году. Арктика сделана в России и для России – она не только работает, но и защищает людей от сурового арктического климата. Подобных российских технологий на "Ямал СПГ" насчитывается почти 90 процентов. С их помощью уже в ближайшем будущем на Южно-Тамбейском месторождении будут производить такой востребованный сейчас сжиженный природный газ. Только со странами АТР на его поставки заключены договоры на 25 лет вперед.

***
Энергетика будущего

Индийские ученые придумали способ, как получить энергию с помощью самых обычных сквозняков. По задумке новаторов, ветрогенератор будет давать электричество в месте, где гарантированно есть мощный воздушный поток — в метро. Инженерные расчеты показали, что в подземке мегаполиса установка может работать практически в идеальных условиях и вырабатывать до 12 киловатт энергии в сутки. Суммарная протяженность линий метро Дели составляет около 200 километров. Если закрепить ветрогенератор на каждой станции метро, то суммарный объем выработанной энергии составит не менее 700 киловатт в сутки.

Кстати, длина всех линий Московской подземки еще больше — 327 километров. Так что у нас эффект от такой установки был бы еще выше.

Источник: Вести.Ru, 03.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики