Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На данный момент по третьему маршруту Газпрома в Китай все очень сыро, и партнерам еще предстоит обсудить массу деталей

На данный момент по третьему маршруту Газпрома в Китай все очень сыро, и партнерам еще предстоит обсудить массу деталей

Газпром и Китайская национальная нефтегазовая компания (CNPC) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок природного газа из РФ в КНР по третьему маршруту.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Третий маршрут, по поводу которого подписали меморандум, – это часть восточной энергетической стратегии Газпрома. На территории России инфраструктура для этого маршрута уже есть – газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» построен, но по большей части не используется, так как сахалинский газ во Владивостоке сбыта в большей мере пока не находит. Напомню, что дата запуска СПГ-проекта «Газпрома» во Владивостоке все еще не определена, окончательное инвестрешение по реализации проекта может быть принято только в 2016 году. Так что сценарий с экспортом дальневосточного газа в Китай выходит в авангард, происходит это на фоне замедления процесса расширения кооперации Пекина с Газпромом по «Силе Сибири» и «Силе Сибири-2». Хотя по третьему маршруту вопрос сырьевой базы пока до конца не решен, равно как не ясны и географические ориентиры по газотранспортной инфраструктуре на территории Поднебесной. До Владивостока, допустим, газ мы доставим, а дальше еще нет ясности, потому что варианты разные возможны – это и трубопроводное продолжение маршрута, и поставки морем СПГ (если будет строиться завод), и даже комбинированный вариант.

Что касается сырьевого потенциала – то это Киринское месторождение (расположено в пределах Киринского блока проекта «Сахалин-3» на шельфе о. Сахалин). Оно могло бы питать дальневосточную трубу, однако сейчас находится под санкциями. К тому же Газпром отдалил сроки его запуска. Есть альтернатива – сырье Роснефти, которая могла бы поставлять в систему с «Сахалина-1» свой газ. Но нефтекомпания выдвигает ряд требований Газпрому по этому варианту сотрудничества. Так что все непросто, но вполне логично, что Газпромом предложен новый вариант по экспорту сырья в Поднебесную. Ведь по западному маршруту ценника нет до сих пор, и не понятно, когда будет достигнут компромисс. Сначала речь шла про конец 2015 года, а сейчас уже говорят о весне 2016-го. Возможно, что и этот третий маршрут будет развиваться либо быстрее «западного», либо синхронно. Сейчас же он имеет «контурный» статус. На данный момент все очень сыро, и партнерам  еще предстоит обсудить массу деталей, прежде чем будет подписан финальный документ о поставках сырья по дальневосточному маршруту. Пока это все еще не 100-процентная вероятность.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 10.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики