Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Госдума расширит перечень изымаемого у других стран имущества

Госдума расширит перечень изымаемого у других стран имущества

Депутаты предложат правительству расширить сферу действия законопроекта, позволяющего арестовывать и изымать имущество иностранных государств на территории России: будет учитываться и имущество на континентальном шельфе

Законопроект правительства, позволяющий арестовывать и изымать имущество иностранных государств в России по решениям российских судов, в данной версии не затрагивает имущество этих государств на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, следует из проекта заключения комитета Госдумы по собственности (есть у РБК). Инициативу о юрисдикционном иммунитете иностранных государств и их имущества в России комитет планирует рассмотреть во вторник, 22 сентября, подтвердил РБК председатель комитета, депутат-коммунист Сергей Гаврилов.

Комитет намерен поддержать законопроект в целом, следует из проекта заключения: принятие документа усилит защиту имущественных интересов России. Но комитет предложит скорректировать инициативу: в нынешнем виде она существенно ограничивает имущественную ответственность иностранных государств, указано в заключении. Такой вывод комитет делает из определения понятия имущества иностранного государства, содержащегося в законопроекте. Оно определено как имущество на территории России, находящееся в собственности или используемое иностранным государством. Но такое определение исключает из состава иностранного имущества то, что находится на иных территориях, где Россия осуществляет юрисдикцию согласно Конституции и нормам международного права, а именно на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, указано в проекте заключения комитета.

На шельфе используются стационарные или передвижные платформы, комплексы подводного бурения, говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Эксперт не считает, что принятие законопроекта спровоцирует панику у нерезидентов: документ подготовлен в ответ на арест счетов и попытки изъять российскую собственность за рубежом, что происходит в том числе и с нарушением международного права, когда делаются попытки арестовать имущество не государства, а частных компаний.

По работам на шельфе у России самая высокая степень зависимости от иностранного оборудования, но работы на шельфе иностранцев и так ограничены введенными санкциями, арктический шельф для них полностью закрыт, указывает Симонов.

Депутаты, кроме того, считают, что можно арестовывать и то имущество, которое находится в пользовании иностранных государств, например по договору постоянного бессрочного пользования и аренды, следует из проекта заключения думского комитета. То же относится и к имуществу, которое находится в собственности иностранного государства, но не используется им, добавляет комитет.

Законопроект разработан Минюстом после проигранного Россией иска бывших акционеров ЮКОСа на $50 млрд. Внесенный летом документ ограничивает судебный иммунитет иностранных государств в России: определяет обстоятельства, при которых российские суды вправе рассматривать иски к иностранным государствам, независимо от их желания. Речь идет, в частности, о спорах, связанных с коммерческими сделками, трудовыми договорами, разбирательствах по поводу авторских прав и т.д. Иностранные государства также лишатся судебного иммунитета при разбирательствах об их правах на недвижимость и другое имущество, находящееся на территории России. Кроме того, иностранные государства будут привлекать к спорам по поводу возмещения вреда, если он хотя бы частично причинен на территории России.

Документ сохраняет иммунитет иностранных государств от применения российскими судами обеспечительных мер — в частности, от ареста их имущества на территории России: имущество смогут арестовать лишь в случае, если само иностранное государство на это согласится. Но иммунитет иностранных государств от исполнения решений российских судов будет ограничен: приставы по решению суда смогут забирать имущество, которое государство не использует для осуществления «суверенных властных полномочий».

Законопроектом определен перечень имущества, которое нельзя будет забрать у иностранного государства для исполнения судебного решения: имущество (в том числе деньги с банковских счетов) дипломатических представительств; военное имущество; не выставленные на продажу культурные и музейные ценности, а также имущество зарубежных Центральных банков и иных финансовых организаций. Изъятие имущества из этого перечня будет возможно только с разрешения самого иностранного государства.

Ограничения юрисдикционных иммунитетов государств предусмотрены конвенцией ООН 2004 года, сказано в заключении комитета Госдумы по собственности. Конвенция, в частности, определяет категории судебных споров, в которых государства не пользуются иммунитетом от юрисдикции других государств; законопроект Минюста включает эту конвенцию в российское законодательство. Действующее российское законодательство основано на концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета и предоставляет иностранным государствам существенно больший иммунитет по сравнению с тем, что предусмотрен конвенцией ООН, отмечает профильный комитет Госдумы. 

Авторы: Светлана Бочарова, Полина Химшиашвили 

Источник: РБК, 21.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики