Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономике нужно дешевое сырье

Экономике нужно дешевое сырье

Правительству пора ввести госрегулирование цен на все основные виды природных ресурсов

Рост цен на потребительские товары является одним из основных, но не единственным драйвером, разгоняющим инфляцию. Второй важнейший ее фактор — тарифы, вроде бы регулируемые государством. Однако себестоимость услуг, за которые мы платим, зачастую формируется на вполне себе рыночных основаниях. Правильно ли это?

Как разгоняются цены

Осень — время, когда в правительстве обсуждаются тарифы на газ, электроэнергию, тепло, железнодорожные перевозки на следующий год. Это всегда непростые дискуссии, а особенно сегодня, когда в карманах многих наших сограждан шаром покати. Банковские кредиты подорожали как для рядовых граждан, так и для бизнеса. Это привело к уменьшению активности на рынке жилья и практически полному прекращению инвестиций в промышленном секторе.

Продолжают реализовывать инвестпроекты в основном нефтегазовые компании, госмонополии и оборонно-промышленный комплекс. Они могут позволить себе чуть большие издержки, чем весь остальной бизнес России. Нефть и газ дают нашей казне 50% поступлений, а если бы эффективность нефтегазового комплекса увеличилась, эта доля могла бы быть даже выше. Тем более что сырьевые компании традиционно пытаются компенсировать, как они любят выражаться, недополученные доходы за счет потребителей газа и бензина внутри страны. ОПК полностью финансируется из бюджета, а экспортные поставки отнюдь не делают рентабельными немногие конкурентоспособные предприятия, обеспечивающие нужды армии. Госмонополии же закладывают в тарифы абсолютно все свои издержки. Притом одной из основных затратных статей для всех перечисленных секторов экономики являются, например, закупки стали, которая вопреки здравому смыслу, но согласно законам конкуренции подорожала на внутреннем рынке ровно на столько же, на сколько на мировом. Получается, что наши доблестные металлурги получат так называемую девальвационную маржу не только в валюте, но и в рублях — от предприятий, зачастую такими же преференциями не обладающих. А если говорить о «Газпроме» или «Транснефти», то рост стоимости поставок труб для них фактически равнозначен недополученным доходам бюджета.

Рыночный беспредел

Вследствие падения рубля импортный металлопрокат подорожал, а конкурентоспособность отечественной продукции повысилась. В этих условиях меткомбинаты стараются наращивать экспорт, одновременно поднимая цены для российских потребителей. В результате цены на сталь в сентябре подросли, однако их повышение не связано с сильным спросом. Например, спрос на строительную арматуру стагнирует из-за сложной ситуации в стройотрасли, и, как говорят на рынке, в октябре она может подешеветь. Правда, заказы на оцинкованный прокат не сокращаются, поэтому цены на него стабильны и, возможно, будут пересмотрены в сторону повышения, рассказал один из металлотрейдеров.

Налицо ситуация, когда лишенный финансов внутренний рынок вынужден конкурировать по ценам с зарубежным, для которого ситуация не изменилась, даже наоборот, наши сталевары готовы предоставлять небольшие скидки при продажах сырья за валюту. Можно ли их винить в таком поведении? Ведь они действуют в рамках так называемой рыночной экономики, предполагающей, что каждый пользуется своим конкурентным преимуществом. Однако в данном случае это преимущество отдельно взятой отрасли по отношению ко всем гражданам Российской Федерации. Если вдуматься, то ровно таким же преимуществом, правда, создавшимся по причине рыночных преобразований в нашей экономике, долгое время пользуются «Газпром» и энергетические компании. Газовая монополия стремится к равнодоходности внутренних цен по сравнению с экспортными поставками, а энергетики до падения рубля по отношению к доллару даже превзошли США по стоимости электроэнергии для промышленности. Нефтяники же повышают цены на бензин под предлогом модернизации нефтеперерабатывающих заводов, чем они должны были заниматься постоянно, но вместо этого долгие годы просто выкачивали из российских недр и поставляли на экспорт сырую нефть. Впрочем, как указывает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, в стоимости нефти и газа все еще есть существенное расхождение в ценах для внутреннего и внешнего рынков.

В таких условиях цены на все группы товаров и услуг не могут не расти быстрее темпов инфляции, ведь бизнесу еще нужно обслуживать кредиты. А расплачиваться за все это великолепие приходится гражданам, у которых нет права оспорить коммунальные тарифы или цены на бензоколонках.

Вспоминая госплан

В СССР цены на все виды ресурсов внутри страны регулировались, в результате чего достигался баланс, позволявший промышленности развиваться. А сегодняшняя экономика России уже не «заточена» на развитие промышленности, хотя именно это и является лучшим рецептом для выхода из рецессии и начала реального экономического роста. Рынок диктует свое: нам все еще выгоднее покупать товары из Юго-Восточной Азии, чем вкладываться в реальное производство. И мы подчиняемся этой нехитрой логике, забывая подумать про завтрашний день.Сторонники либеральной экономической теории моментально возразят, что, мол, даже сырой, недоделанный рынок лучше, чем государственное планирование. Ведь сырой рынок может перерасти в развитый, а госплан не развивается. Но, как мы помним, именно во времена госплана был создан почти весь тот задел, который вот уже 25 лет использует Россия, по-прежнему оставаясь заметным игроком в атомной, ракетно-космической и оборонной отраслях.

Но работать в убыток действительно никто не будет. Чтобы стало выгодно развивать производство, нужно, чтобы все виды ресурсов стали доступными для граждан и бизнеса: это касается денег, сырья и подключения к инфраструктуре, прежде всего к газу и электричеству.

Защитить свой рынок

По словам Александра Пасечника, в случае установления регулируемых государством цен на продукцию металлургических комбинатов нужно определить и пропорции, в соответствии с которыми они будут участвовать в подрядах государственных компаний. Однако эксперт предупреждает, что в конечном счете это может отразиться на качестве продукции, поставляемой на отечественный рынок. Снижения цен можно было бы также добиться путем устранения посреднических схем, повышения открытости тендеров тех же самых госкомпаний. Впрочем, если бы государство регулировало цены на ресурсы, отпала бы как таковая необходимость осуществлять надзор за тендерами.

А если вспомнить, что инфляция является сопутствующим фактором роста экономики, то 2–4-процентное ее увеличение, которое когда-то было ориентиром правительства, окажется вполне достаточным для того, чтобы удовлетворить умеренные аппетиты всех отраслей и дать стране как минимум сопоставимый ежегодный прирост промышленного производства.

Что еще интереснее, низкая стоимость ресурсов привлечет в РФ крупнейшие зарубежные компании, располагающие технологиями, которые сегодня необходимы нашей стране, в том числе в области добычи нефти на шельфе, в микроэлектронике, автомобилестроении. Тогда производство на территории РФ выгодно будет осуществлять полностью, а не только на уровне «отверточной» сборки с целью ухода от налогов.

Чем выше стоимость ресурсов, которые мы поставляем на экспорт, по сравнению с условиями для внутреннего рынка, тем выше наша конкурентоспособность. Об этом простом принципе во времена рыночных преобразований постепенно забыли.

Нельзя требовать от бизнеса платить больше налогов, не помогая ему снизить издержки. Абсурдно повышать тарифы для граждан в условиях, когда их реальные доходы падают на двукратное число процентов. Недопустимо говорить о свободном рынке тогда, когда покупательная способность нацвалюты падает на фоне ухода отечественного капитала за рубеж. Свобода разрушения собственной экономики в нашей Конституции вроде бы пока не прописана.

Пора бы правительству если не вернуться к госплану, то хотя бы начать планировать, исходя из реальных потребностей экономики, а не динамики мировых цен на энергоносители и котировок доллара.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 28.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики