Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не наступить на нефтяные грабли

Не наступить на нефтяные грабли

Нефтяники готовы экономить на издержках, но это не решит критические проблемы отрасли

Одной из острых экономических тем продолжает оставаться налогообложение нефтегазового комплекса. Минфин, как известно, предложил поменять курс рубля в формуле изъятия у нефтяников налога на добычу полезных ископаемых, что должно было дать бюджету порядка 600 млрд рублей только в следующем году. После длительных обсуждений на самом высоком уровне в итоге отказались от этой идеи. Однако, очевидно, финансовые власти не спешат отказываться от своих задумок, даже называя нефтяников шантажистами и советуя им экономить на издержках.

Честно говоря, издержки легко можно найти и в расходных статьях бюджета, но ведь гораздо проще изменить несколько цифр в формуле. Минфин хочет собрать 200 млрд с нефтяников, еще 100 млрд с "Газпрома", еще 30 млрд за счет роста акцизов на печное и маловязкое топливо. Это не так неприятно, как упорные бои с бюджетополучателями, привыкшими к комфортной жизни за счет перераспределения в их пользу нефтегазовой ренты.

Однако крик нефтяников - это не шантаж. Давайте просто попробуем услышать их аргументы. Отрасль именно сейчас критически нуждается в инвестициях. Потому что до сих пор основная нефть у нас добывается на старых советских месторождениях. Уже десять лет отрасль твердит о том, что без инвестиций в новые проекты добычу на нынешнем уровне не удержать. Однако против отрасли давно уже применяют жесткую фискальную политику, главная цель которой - увеличить изъятия у компаний в пользу бюджета. Невзирая на то, что мы продолжаем поддерживать добычу за счет эксплуатации старой советской ресурсной базы.

По итогам 2014 года валовая добыча нефти на новых месторождениях - со сроками ввода в эксплуатацию не более 5 лет - составила 40,7 млн тонн. И это из добытых 527 млн тонн!

Увы, люди с бухгалтерским мышлением рассуждают так: раз отрасль пока удерживает добычу, значит, все у нее хорошо и она занимается "пугалками". Выходит, отрасль услышат только тогда, когда добыча начнет заваливаться. Но уже будет поздно. Проблема в том, что нефтянка - отрасль с длительным инвестиционным циклом. От первых инвестиций до первой нефти может пройти пять и более лет. Если начнется падение, значит это результат инвестиционного голода. Но исправить ситуацию уже никто не сможет.

Параллели с концом экономики СССР становятся совсем явными, но приходят на ум многим экспертам - очень уж похожа история. С начала 80-х годов отраслевики убеждали руководство страны в необходимости роста капитальных затрат. Но добыча росла на старом багаже и их никто не слышал. В итоге в 1987-1988 годах СССР поставил свой исторический рекорд по добыче. Власть была уверена - раз рекорды, значит, в отрасли все отлично. Но изъятие инвестиционных ресурсов уже вырыло яму, которую партийное руководство в упор не желало замечать. Уже в 1989 году добыча начинает заваливаться. И дело не в распаде СССР - еще до крушения страны мы потеряли более 100 млн тонн добычи. Всего за три года! Потому что отрасль лишили инвестиций, самоуспокоившись хорошими текущими цифрами.

Инерция обвала была чудовищной - к середине 90-х мы потеряли уже 270 млн тонн от советских пиков добычи! Антирекорд поставили, кстати, в 1996 году, когда на президентских выборах оппозиция чуть было не пришла к власти.

Отрасль именно сейчас критически нуждается в инвестициях. Потому что до сих пор основная нефть у нас добывается на старых советских месторождениях

Сейчас мы вновь находимся на подъеме добычи. Добыча нефти в России составила в сентябре 2015 года 10,74 млн баррелей в сутки, что является абсолютным рекордом постсоветского времени. Но, увы, все как у классика: "Дома новы, но предрассудки стары". Опять никто не верит отрасли. Хотя, по мнению экспертов, она находится на пределе своих возможностей. И, на мой взгляд, мы наблюдаем последний год роста добычи.

Не могу сказать, что минфин не задумывается о перспективе. Логика проста - если обвалится добыча, резко сократится и приток денег в бюджет. Нефтяники сократят закупки у металлургов и машиностроителей, что приведет к всплеску безработицы и концу планов импортозамещения в тех отраслях, где основным покупателем являются как раз нефтегазовые компании. Минфин вроде бы начал это осознавать. Начались цивилизованные переговоры о смене налоговой философии и переходе от взимания налогов в выручке к налогообложению прибыли. Минфин включился в практическое обсуждение новой схемы, стал предлагать вариант перехода на налог на добавленный доход с сохранением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И вдруг - полный разворот ситуации. Опять возврат к простым решениям, которые только кажутся простыми, а на деле могут обернуться большими бедами.

Я вовсе не хочу представить нефтяные компании нищими с протянутой рукой. Готов согласиться, что возможности экономии у компаний есть. Когда, скажем, некоторые концерны спонсируют боксерские шоу в Венесуэле и просят налоговых скидок - это выглядит странно. Да, отрасль могла бы найти дополнительные резервы. Но у нефтяников нет заинтересованности бороться за эффективность - стоит показать новую прибыль, и ее тут же срезают в бюджет под любыми предлогами.

Самый разумный подход сегодня - подумать, как создать у нефтяной индустрии возможности для дополнительных инвестиций. Было бы более рационально, если бы правительство озаботилось не изъятием всего и вся у нефтяников, а созданием механизма гарантированных инвестиций в развитие нефтедобычи. Это принесло бы больше пользы, чем упорное пиление сука, на котором сидит половина нашего бюджета.

Кстати, наши соседи из Казахстана, который также является нефтедобывающей страной и сильно страдает от подешевевшей на мировом рынке нефти, решил снизить НДПИ для 70% нефтегазодобывающих компаний. Планируемое снижение ставки составит порядка 8%. Хотелось бы, чтобы и наши чиновники исходили из стратегических приоритетов, умели заглядывать в будущее и извлекать нужные уроки из прошлого.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Российская газета, 08.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики