Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за август 2015 г.

Топ-лист событий за август 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за август 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Минфин презентовал свою версию налога на добавленный доход

    Как оказалось впоследствии, этот ход был несколько циничным. Минфин обозначил готовность рассматривать изменение философии налогообложения отрасли, а потом свою точку зрения поменял и заговорил о необходимости изымать девальвационную прибыль у компаний, а не давать им возможность увеличить объем дохода для инвестирования в новые проекты. Министр сказал, что инвестиции в нефтянку вообще не нужны, а компаниям стоит задуматься о повышении своей эффективности. Таким образом, Минфин сперва продемонстрировал склонность к диалогу, но, увы, это оказалось «дымовой завесой».

  2. Борьба «Роснефти» и ЛУКОЙЛа за право владеть лицензией на сухопутную часть Восточно-Таймырского участка

    Это безусловный хит августа. ЛУКОЙЛ победил в конкурсе на освоение сухопутной части Восточно-Таймырского участка, а через неделю «Роснефть» подала иск с требованием признать недействительными результаты. Более того, начались грубые публичные «наезды» на министра природных ресурсов Сергея Донского, а глава Роснедр Валерий Пак в итоге вообще свой пост покинул. Пока решения окончательного нет. Не исключено, что будут судебные разбирательства. При этом позиция «Роснефти» показательна. Эксперты отрасли сошлись во мнении, что заявка ЛУКОЙЛа была более адекватной, а заявка «Роснефти» содержала нереалистичные обещания. И «возмущение» «Роснефти» понятно: у Восточно-Таймырского участка есть продолжение на шельфе, и не исключено, что ЛУКОЙЛ мог бы просить о возможности продемонстрировать свои компетенции и там. У «Роснефти» есть прекрасные месторождения на шельфе, и если сейчас какие-то участки передавать частникам, готовым инвестировать в них, то в этом нет ничего катастрофичного. Но тема допуска к шельфу пока находится в непростом состоянии.

  3. Новые санкционные ограничения США в отношении России

    И прежде всего введение новых санкций против Южно-Киринского проекта. Это означает, что Газпром не может пользоваться американскими технологиями бесплатформенной подводной добычи газа. Очевидно, что все возможные альтернативы вроде Норвегии тоже будут закрыты, потому что Осло внимательно следит за действиями Соединенных Штатов и фактически их копирует. Но это и не единственная возможная технология. Можно вернуться и к платформенному варианту. Так что это скорее приведет к тому, что проекты будут отложены, но вряд ли эти санкции потопят их окончательно.

  4. Турция направила России проект соглашения по «Турецкому потоку»

    Вопрос: не поздно ли? Россия официально признала, что две нитки «Турецкого потока» «переезжают» на север. Турция затянула с принятием решения, полагая, что у России альтернативы нет. А Россия альтернативу нашла. Теперь уже точно половины «Турецкого потока» не будет. Остается вопрос по первым двум ниткам, которые нужны самой Турции. Если она это поймет, тогда «Турецкий поток» состоится. Но возможно и частичное возвращение к болгарскому маршруту.

  5. Еврокомиссия дала Газпрому отсрочку на изучение претензий в рамках продолжающегося антимонопольного расследования

    Газпром получил больше времени на подготовку ответа. Отсрочка говорит о том, что Европейская комиссия (ЕК) не чувствует на 100% уверенности в своих обвинениях. Действительно, многие из них были довольно странными, явно притянутыми за уши. У Газпрома есть все возможности подготовить квалифицированный ответ, а ЕК не заинтересована переходить в клинч.

  6. Планы Engie присоединиться к проекту «Северный поток-2»

    Планам суждено было реализоваться. Французы вошли в проект, и он быстро оброс нужными инвесторами. Газпром нашел правильных партнеров. Хотя все равно ясно, что проект столкнется и с сопротивлением ЕК, и стран вроде Польши. Для того и нужны такие крупные компании, как Engie, которые будут этот проект далее продвигать на политическом уровне.

  7. Рабочие встречи председателя правления Газпрома Алексея Миллера с чиновниками и бизнесменами из Китая

    Все это делалось накануне визита Путина. На 3 сентября запланировано участие президента России в параде в Пекине. Но соглашение по западному маршруту не было подписано, переговоры затянулись, и это было предсказуемо. Там у Китая уже есть среднеазиатский газ. Но и у России есть рынок сбыта под этот газ: пока еще это Европа, куда наши поставки продолжают расти. Так что для переговоров есть все основания, тем более возникали идеи по расширению поставок с Сахалина.

  8. Олег Аксютин, руководивший департаментом по транспортировке, подземному хранению и использованию газа, возглавил департамент перспективного развития "Газпрома", а на его место пришел Вячеслав Михайленко

    Это довольно значимая перестановка в Газпроме. Она показывает, что Газпром ищет оптимальные кадровые сочетания.

  9. Переговоры с Украиной о цене на газ

    Довольно скоро стало ясно, что Украина намерена «продать» свою зимнюю историю европейцам, т.е. хочет получить какие-то ресурсы от европейских коллег, а для этого нужно всячески изображать бедность.

  10. Обострение ситуации на внутреннем рынке топлива

    Рост цен – не новая тема. Если годовая инфляция в стране имеет двухзначное число, то вряд ли стоит ожидать, что бензин будет дешеветь, несмотря на ситуацию на мировых рынках. Да, мировая цена на нефть снижается, но налоги никуда не деваются. Основную выручку у нас забирает бюджет, он и наживается прежде всего на высоких ценах. За счет девальвации нефтяники частично компенсируют свои потери, но теперь к ним также предъявляют претензии, что это не заслуженная ими выручка и ее нужно отдавать в бюджет. Сказывается и монопольный характер рынка, с чем ФАС борется не особо активно, его больше интересует борьба с Газпромом. Это пока не способствует наведению порядка на топливном рынке.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики