Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран зальет мир газом

Иран зальет мир газом

Иран через четыре года станет лидером мирового газового рынка

Иран к 2020 году намерен нарастить добычу газа почти до 0,5 трлн кубометров и стать ведущим игроком газового рынка. С одной стороны, это риск для России, чей газ Иран может потеснить на европейских рынках. Но с другой, экономические и политические риски для западных компаний при работе с Ираном куда более реальны.

Иран планирует стать лидером мирового газового рынка. Об этом во вторник сообщило агентство Shana со ссылкой на иранского замминистра нефти Хосейна Амира Заманиниа. Он напомнил, что Иран уже сейчас является одним из крупнейших производителей газа в мире, а в ближайшем будущем превратится в ведущего игрока, чему способствуют газовые запасы в объеме более 33 трлн кубометров.

По оценкам британской ВР, это самые крупные в мире запасы газа (17–18% от мировых), они примерно на 2,5 трлн кубометров превосходят российские. Впрочем, «Газпром» только свои запасы оценивает в 36 трлн кубов.

Заманиниа заявляет, что министерство нефти Ирана ставит перед собой задачу довести к 2020 году объемы добычи до 1,3 млрд кубометров в сутки, то есть до 474,5 млрд кубов в год. Это почти в три раза превышает нынешнюю добычу (173 млрд кубометров в год).

Для сравнения, «Газпром» (единственная российская компания, обладающая правом экспорта газа) в текущем году планирует добыть 427 млрд кубометров.

В середине сентября The Wall Street Journal, со ссылкой на данные Еврокомиссии после переговоров с Тегераном, сообщала, что к 2030 году Иран сможет поставлять на европейский рынок 25–35 млрд кубометров газа и ряд ведущих европейских компаний уже ведут переговоры с Еврокомиссией по этому вопросу, планируя крупные инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, причем рассчитывая опередить в этом Китай и США.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что российский газ на сегодняшний день занимает около трети европейского рынка. «К сожалению, Россию нельзя назвать надежным источником — поставки не раз прекращались или снижались по разным причинам, — говорит эксперт. — Например, прошлой зимой — в наказание за украинский реверс». Впрочем, сам «Газпром» тогда заявлял, что действовал в рамках контракта и не сокращал поставки, а лишь отказывался предоставить дополнительные объемы.

«По логике европейских покупателей иранский газ должен вытеснить часть российского, доля которого сейчас является самой высокой, — говорит Корчемкин. — ЕС проводит политику «газпромозамещения», что играет на руку Ирану».

В качестве возможного маршрута поставки иранского газа в Европу Корчемкин называет газопровод через Турцию. Собственно, сейчас уже обсуждается как возможность поставок по трубам TAP и TANAP, так и в сжиженном виде через Испанию, обладающую самыми крупными в Европе мощностями для регазификации. Агентство Shana сообщает, что в Иране строится единственный на сегодняшний день завод по сжижению газа мощностью в 10 млн тонн СПГ в год (предприятие готово уже на 60%). Всего же планируется построить ориентированных на экспорт мощностей на 40 млн тонн сжиженного газа.

Россия, впрочем, конкуренцией со стороны иранского газа пока не слишком озабочена. В конце октября зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что перспективы выхода Ирана на газовый рынок Европы весьма отдаленные. Для существенного увеличения добычи стране необходимо «преодолеть технологическое отставание, вызванное деструктивным воздействием на нефтегазовую отрасль экономических санкций».

Глава российского Минэнерго Александр Новак тогда же говорил, что и после выхода Ирана на европейский рынок Россия свою нишу на нем не потеряет. Напротив, стратегия РФ подразумевает увеличение объемов поставок в Европу.

Более того, «Газпром», по словам Новака, предлагает Ирану организовать своповые поставки газа. Правда, подробностей министр не раскрыл.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что в нынешней экономической и политической ситуации рассчитывать на иранский газ в ближайшей перспективе довольно рискованно.

«Во-первых, из-за рухнувших цен на углеводороды вызывает сомнения, что крупные компании будут сейчас вкладывать миллиарды долларов в иранскую нефтегазовую отрасль, а без их участия в добыче и строительстве инфраструктуры не обойтись», — поясняет эксперт.

Кстати, по словам Симонова, нарастить добычу к 2020 году до уровней, названных Заманиниа, абсолютно нереально. «Даже если прямо сейчас инвесторы понесут деньги, инвестиционный цикл гораздо больше четырех лет», — указывает глава ФНЭБ.

И здесь уже возникает вопрос политических отношений. Для того чтобы обеспечить поставки газа из Ирана, нужно, чтобы эта страна, по словам Симонова, оставалась дружественной на протяжении 10–15 лет.

«А Иран, даже не дождавшись отмены действующих санкций, уже начинает заявлять, что никакой смены политического курса не будет и работа над ядерной программой продолжается», — напоминает эксперт.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 18.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики