Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая»

«Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая»

В Маниле стартовал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Россию на мероприятии представляет премьер-министр Дмитрий Медведев, а не президент Владимир Путин. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил это удобством для российских политиков, поскольку у Медведева были запланированы в регионе дополнительные визиты. На деле решение Путина не лететь в Манилу объясняется тем, что Россия сомневается в эффективности формата АТЭС, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Саммит АТЭС стартовал. Ну, все мы знаем, что экономический рост переместился в Азию, что там динамично растет и промпроизводство, и потребление любимых нами энергоносителей. Да и политическая конъюнктура способствует более пристальному взгляду на азиатские страны. Хотя наш разворот на Восток начался еще до санкционных историй. Вспомните хотя бы саммит АТЭС во Владивостоке — это же 2012 год! Но уже тогда мы говорили про восточный вектор нашей политики и, главное, экономики. Однако все заинтригованы тем, что вместо Путина в Манилу поехал Медведев, а Путин ограничился большой статьей о значимости Азии. Но это говорит вовсе не о том, что мы разочаровались в развороте на Восток, а только о раздумьях относительно перспективности формата АТЭС.

После подписания соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве конфигурация сил в регионе изменилась. Стало очевидным, что США создают систему экономической изоляции Китая. Видны и военные искры между двумя гигантами — возьмите скандальное решение США отправить военный корабль на патрулирование вод рядом с китайскими искусственными островами по принципу «где хотим там и плаваем». Китай пытается найти ответные варианты, о чем говорит недавний саммит лидеров Китая, Японии и Южной Кореи, который, между прочим, не проводился три года из-за разногласий между странами. Но диалог с Кореей и Японией вовсе не означает формирования тройственного союза. Китая в регионе опасаются и поэтому все равно надеются на политическую поддержку США.

Что же касается России, то нас США в партнеры не зовут. То есть формально Россия и Китай получили приглашение вступить в переговоры об участии в Транс-Тихоокеанском партнерстве, но на таких условиях, что сразу понятно, что этого в ближайшем будущем не будет. Нас также отсекают и от Европы — через формирование другой зоны свободной торговли, между США и ЕС. Выходит, что нам оставляют в союзники как раз Китай. Собственно, мы на него и делаем ставку. Ну еще на Индию. Но понятно, что этого недостаточно.

Китай не забывает о своей выгоде. Вам не хватает кредитов? Пожалуйста, но по более дорогой ставке. Инвестиции и в ваши проекты? Давайте, но с нашими подрядчиками. И так далее. Поэтому нам тоже нужно уравновесить Китай, в том числе, кстати, и как покупателя энергоносителей. Тем более что есть и та же Индия, да и Корея с Японией. Япония, скажем, традиционно делает ставку на поставщиков из Персидского залива, а там есть риски судоходства через Малаккский пролив. Саудиты наращивают поставки нефти в Европу, а мы отвечаем на это ростом экспорта в Азию. Новый сорт нефти ESPO неплохо конкурирует с сортом Dubai.

Диверсификация — модное словечко — не помешает и нам. Просто вряд ли этим можно заниматься на таких площадках, как саммит АТЭС. Там велико и американское влияние, и слишком много протокольных вопросов в программе. Но курс верный. Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая, не забывая о других партнерах в этом регионе.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 18.11.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики