Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» оценил наземную часть «Северного потока – 2» в 217 млрд рублей

«Газпром» оценил наземную часть «Северного потока – 2» в 217 млрд рублей

В ценах текущего года затраты могут составить 242,5 млрд рублей

 

Первый стык газопровода Ухта – Торжок – 2, наземной части маршрута «Северный поток – 2», был сварен 27 октября 2015 г. в присутствии предправления «Газпрома» Алексея Миллера и президента России Владимира Путина (он участвовал в церемонии по видеоконференцсвязи). А в минувшую пятницу «Газпром» впервые оценил затраты на строительство этого газопровода: цифра указана в документах компании для инвесторов – 217 млрд руб. в ценах 2010 г., когда была разработана проектная документация. Протяженность Ухта – Торжок – 2 – 970 км, получается, стоимость 1 км «Газпром» оценил в 223,7 млн руб.

Первая очередь с восемью компрессорными станциями действует с 2012 г. Затраты на нее «Газпром» оценивал в 2011 г. (в ценах 2009 г.) в 234 млрд руб., стоимость 1 км составляла 241 млн руб. Получается, за год, с 2009 по 2010 г., строительство подорожало менее чем на 3%. В ценах текущего года вторая очередь трубопровода может стоить 250 млн руб. за 1 км, или 242,5 млрд руб. в целом, подсчитал замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач

Мощность второй очереди должна составить 45 млрд куб. м газа в год, на маршруте разместятся восемь компрессорных станций. Закончить проект газовая компания планирует до конца 2019 г. Трубопровод призван связать третью и четвертую нитки «Северного потока – 2» с Бованенковским месторождением, суммарные запасы которого оцениваются в 26,5 трлн куб. м газа, а годовая добыча составляет 115 млрд куб. м, говорится в документах «Газпрома» (см. карту). По среднему курсу января 2010 г. проект стоит $7,2 млрд, или 5,1 млрд евро, так что 1 км газопровода обошелся бы компании в $7,5 млн, или 5,2 млн евро, – заметно меньше, чем 1 км «Южного коридора» ($9,5 млн), обращает внимание директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Северный поток – 2» необходим «Газпрому» для поставок газа в Европу в обход Украины, напоминает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Построив Ухта – Торжок – 2, компания должна проложить еще около 800 км на участке Грязовец – Усть-Луга, стоимость этого перехода будет сопоставима – около 200 млрд руб., считает Гривач.

Параллельно «Газпром» строит трубопровод для поставок газа в Европу по южному маршруту. Он уже потратил 253 млрд руб. (из общего бюджета в 715 млрд руб.) на «Южный коридор», по которому, как предполагалось первоначально, газ должен был пойти в трубопровод «Южный поток» до Болгарии. После того как власти ряда восточноевропейских стран не согласовали маршрут, проект был переименован в «Турецкий поток»: по первым двум его ниткам газ должен пойти в Турцию и Европу (через Грецию). Правда, с Турцией договора о строительстве этого маршрута пока нет.

Поскольку «Газпрому» пока не нужна большая пропускная способность на сухопутном участке «Южного коридора» до Анапы, компания решила переправить трубы большого диаметра, еще не уложенные на этом маршруте, на проект Ухта – Торжок – 2, рассказывали «Ведомостям» три близких к трубным компаниям человека и представитель «Газпрома». Неиспользованными остались около 380 км труб, предполагается, что их переброска на площадки северного проекта начнется к концу 2015 г. и завершится к концу II квартала 2016 г.

Контракта на поставки газа в Европу по третьей и четвертой ниткам «Северного потока» у «Газпрома» пока нет, напоминает Вахрамеев из GL Financial Group. Но, очевидно, есть понимание, что вторая часть «Северного потока» нужна Европе и под это нужно развивать внутреннюю инфраструктуру.

 

Автор: Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 22.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики