Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как нам поможет иранский газ

Как нам поможет иранский газ

Россия и Иран скоординируют действия на мировом топливном рынке

Владимир Путин принял участие в работе Форума стран — экспортеров газа в Тегеране. Членами объединения являются 12 государств, на которые приходится около 79% мировых запасов газа и почти половина глобального газового экспорта. Именно поэтому форум и называют «газовой ОПЕК».

Не только оружие

В ходе однодневного визита российский президент провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Рухани и верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи по широкому кругу вопросов, прежде всего экономических.

В ходе встречи с Али Хаменеи стороны обсудили весь комплекс вопросов двустороннего сотрудничества в таких сферах, как торгово-инвестиционное взаимодействие, атомная энергетика, добыча нефти и газа, поставки военной техники из РФ. Были затронуты и наиболее актуальные международные проблемы, прежде всего урегулирование конфликта в Сирии и борьба с запрещенной у нас группировкой «Исламское государство».

За встречей лидеров РФ и Ирана без преувеличения наблюдал весь мир. Ведь Россия, как известно, являлась одним из инициаторов разрешения разногласий по иранской ядерной программе и снятия с этой страны международных экономических санкций. Теперь же Москва начинает получать от этого не только политические, но и экономические дивиденды.

В первую очередь Россия усилит торговые связи с Ираном, в том числе за счет большего использования национальных валют во взаиморасчетах. «Мы намерены наращивать динамику наших торговых связей», — заявил Владимир Путин по итогам переговоров.

Будет продолжено и сотрудничество в области инфраструктурных объектов. В частности, как напомнил российский президент, на полную мощность вышел первый блок АЭС «Бушер», в ближайшее время начнется строительство еще двух очередей. В то же время ОАО «РЖД» планирует заняться строительством участка дороги Гармсар — Инче-Бурун длиной 495 км.

Но основными сферами, в которых экономические отношения двух стран до сих пор развивались особенно эффективно, были и остаются военно-техническое сотрудничество и атомная энергетика. Как бы в подтверждение этого в день визита в Иран российского президента РФ начала процедуру поставки комплексов ПВО С-300 Ирану, а также разрешила поставки оборудования и технологий для модификации иранского ядерного объекта «Фордо» и реактора в Араке. 

За сохранение правил игры

В последнее время все более актуальной в отношениях Москвы и Тегерана становится нефтегазовая проблематика. По словам Владимира Путина, потребность в газе в мире увеличится к 2040 году на 32% (до 4,9 трлн м3. —РП.). При этом, по словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, согласно предварительному проекту национальной Энергетической стратегии на период до 2035 года, добыча природного газа может быть увеличена на 40% (с 639 млрд м3 в 2014 году до 885 млрд м3), в том числе за счет повышения производительности существующих месторождений, освоения новых районов добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, разработки шельфовых и сланцевых залежей. Иными словами, Россия намеревается не только сохранить, но увеличить свое влияние на глобальном газовом рынке.

По мнению Путина, потребители должны разделить инвестиционные риски с производителями. На практике это предполагает поставки по долгосрочным контрактам с заранее оговоренными правилами игры. Цена «голубого топлива» по многолетним трубопроводным контрактам сегодня зависит от мировых котировок нефти сорта Brent, а за отклонения от прогнозного потребления в ряде случаев предусмотрены штрафные санкции. Все это позволяет оправдать колоссальные вложения в инфраструктуру: газопроводы, заводы по сжижению природного газа, танкерный флот, не говоря об инвестициях в разведку, бурение новых скважин и поддержание работоспособности действующих месторождений. Как отметил президент РФ, за энергобезопасность должны платить как страны-экспортеры, так и страны-покупатели.

Совместные интересы

Российский лидер обратил внимание на то, что рост потребления открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа, в том числе сжиженного природного газа (СПГ). Поэтому в планах российской газовой отрасли — утроить продажи СПГ на мировом рынке (до 60 млн тонн. — РП.) в обозримой перспективе и активизировать сотрудничество в поставках газа со странами Азии.

В свою очередь, Хасан Рухани заявил, что Иран после снятия санкций тоже планирует экспортировать газ в Европу и Азию. По данным британской компании BP, у Ирана есть большой потенциал, чтобы стать одним из крупнейших газовых производителей: запасы природного газа в стране составляют 34 трлн м3, а это около 18% всех мировых запасов «голубого топлива». Впрочем, как считают эксперты, это вовсе не означает, что наши страны должны лишь конкурировать друг с другом и не найдут точек для взаимовыгодного сотрудничества.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, стратегическая роль Ирана будет возрастать в связи с выходом страны из-под санкций, и ему в любом случае придется договариваться с Россией, чтобы сосуществовать на газовом рынке. Кроме того, стране потребуется привлечь масштабные инвестиции, прежде всего в нефтегазовую отрасль, в последнее время не пользующуюся «спросом» у инвесторов. Так что друзья Ирану очень пригодятся.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что сегодня все производители газа в мире испытывают трудности, связанные с невозможностью спрогнозировать потребление на долгосрочную перспективу. При этом строить газовые трубы за миллиарды долларов приходится уже сейчас, и это прежде всего риск для экспортеров. Поэтому-то, по словам эксперта, странам-производителям просто необходимо координировать совместные усилия. Проще говоря, действовать заодно. К примеру, РФ и Иран могли бы поставлять газ в Европу через Турцию, тем самым разделив финансовые риски и формально подпав под требования Третьего энергетического пакета в плане конкуренции нескольких поставщиков в рамках одной трубы, что создает много сложностей «Газпрому» при работе на европейских рынках. Также интересным могло бы быть участие российских компаний в разработке гигантского иранского газового месторождения «Южный Парс» и других участков добычи углеводородов. 

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 24.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики