Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий прагматизм разбился о зависимость от кого-то очень сильного»

«Турецкий прагматизм разбился о зависимость от кого-то очень сильного»

Президент Турции потребовал уважать право страны на защиту своих границ. С таким заявлением Реджеп Тайип Эрдоган выступил в связи с крушением российского бомбардировщика Су-24, который был сбит накануне турецкими истребителями на границе с Сирией. По словам турецкого лидера, Анкара предприняла все необходимые усилия, чтобы предотвратить этот инцидент. Действия Турции обернутся для нее политической катастрофой, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Наши политические противоречия с Турцией не являются неожиданными. Мы уже давно расходились в оценке режима Асада и необходимых действий в отношении «Исламского государства» (террористическая организация; запрещена в России. — "Ъ-FM"). И когда в ноябре прошлого года мы договорились с Турцией о строительстве газопровода, получившего впоследствии название «Турецкий поток», я, не скрою, воспринял это как пример прагматизма турецкой стороны. Как способность отделить политику от экономики. Прошедший год, и особенно вчерашний день, показывают, что я был слишком оптимистичен. Увы, прагматизма не получилось. Это стало понятно задолго до сбитого самолета. И нам приходилось принимать соответствующие решения. Две нитки газопровода, скажем, перенесли в Германию. Но вряд ли мы ожидали столь рискованного демарша Турции. И вопрос уже не в том, что Турция создает себе серьезные экономические проблемы. Ну, скажем, очень сложно заменить поставщика 60% газа для твоего рынка. И где найти быструю замену трем миллионам российских туристов, ежегодно там отдыхающих? Ну там еще много чего есть в списке.

Речь идет о гораздо большем. Турция играет с огнем, и это уже какой-то антипрагматизм – ну просто отказ от всех рациональных мотивов. Путин уже обещал ответ, и это было ожидаемо. Не исключено, что Россия поставит в Сирию системы ПВО и будет уничтожать турецкие самолеты, залетающие на территорию Сирии. НАТО признало право Турции уничтожать самолеты, залетающие на ее территорию. Такое же право Сирия может делегировать нам. Естественно, будут нанесены более мощные удары по боевикам на территории Сирии. Совершенно не исключено, что мы поддержим проект создания независимого Курдистана. Что чревато полноценной политической катастрофой для Турции.

И Турция решилась на такие риски, банально надеясь отсидеться за щитом НАТО? Без настойчивой просьбы кого-то внешнего и очень сильного? Который, кстати, обучил почти всю военную верхушку Турции? Сомнительно. Видимо, об эту зависимость и разбился весь турецкий прагматизм.

Вообще как только намечается варианты нашей кооперации с ЕС, тут же происходит какая-нибудь гадость. Тут поневоле задумаешься, что любыми путями наш альянс с Европой пытаются разорвать. И это явно не уровень Турции. Которая, увы, рискует стать разменной монетой.

А ведь в последнее время европейцы заговорили о необходимости более серьезной кооперации с Россией в вопросе борьбы с ИГИЛ. Нужно было дождаться жутких терактов в Париже и перевести некоторые города на полувоенное положение. Но пока еще не все вопросы заданы. Скажем, такой. Как можно бороться с террористической организацией, не думая об источниках ее финансирования? Почему США и союзники долгое время не бомбили нефтяную инфраструктуру ИГИЛ и автоколонны, перевозящие нефть в Турцию? Их невозможно не заметить – караваны растягивались на 5-6 километров, нефть гнали в Турцию совершенно открыто. А потом эта нефть продавалась через турецкие порты. И на это никто не обращал внимания. В общем, Европе все же придется определиться с реальными и мнимыми врагами. Нам приходится делать ровно то же самое.

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 25.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики