Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может отказаться от строительства «Турецкого потока»

Россия может отказаться от строительства «Турецкого потока»

Замораживание проекта означает, что Украина еще долго останется транзитной страной для «Газпрома»

В последние годы «Газпром» усиленно искал способ отказаться от транзита газа для Европы через Украину. Одним из таких проектов был «Турецкий поток», который пришел на смену «Южному потоку».

«Это [«Турецкий поток»] один из крупных инвестиционных проектов, и он точно так же попадает под действие закона о специальных ограничительных мерах [в отношении Турции]», – сказал в четверг министр экономического развития Алексей Улюкаев. Ограничения Россия вводит в ответ на атаку турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24, участвовавший в операции против запрещенного в России «Исламского государства». «Давайте подождем и не будем обсуждать детали. В любом случае все решения, все предложения – они будут обсуждены в правительстве», – сказал несколькими часами позже министр энергетики Александр Новак. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

Всего «Газпром» в Европу и Турцию поставляет 140–160 млрд куб. м газа в год. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока» (строительство второй только началось) – 55 млрд куб. м газа в год (см. карту). Его задача – обеспечить максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. А его использование исключает возможные политические риски, отмечал «Газпром». Газ в Европу также идет по трубопроводу Ямал – Европа (32,9 млрд куб. м). На юге «Газпром» через Черное море по «Голубому потоку» (16 млрд куб. м) поставляет газ в Турцию. Через Украину «Газпром» может поставить около 50 млрд куб. м.

«Южный поток» должен был заменить украинский транзит. Но в декабре 2014 г. Болгария отказалась дать разрешение на его строительство из-за отказа «Газпрома» допустить к трубе сторонних поставщиков в соответствии с нормами Третьего энергопакета. Тогда «Газпром» заявил, что вместо «Южного» будет строить «Турецкий поток». Его сооружение «Газпром» оценивал в 11,4 млрд евро. По новому проекту «Газпром» планировал провести четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м. По одной из них газ поставлялся бы только в Турцию (14 млрд куб. м), а остальные предназначались бы для Европы.

Турецкая Botas хотела получить скидку на газ по новому трубопроводу в 10,25%. «Газпром» настаивал, что скидка может быть предоставлена только после подписания межправсоглашения о строительстве.

Транзитный договор с Украиной истекает в 2018 г. Для «Газпрома» и бюджета выгоднее сохранить украинский транзит, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: экспорт по «Турецкому потоку» привел бы к сокращению прибыли и, соответственно, доходов бюджета. Да и мощностей для отказа от транзита пока нет, добавляет замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Газпром» может реанимировать переговоры с Румынией и даже Болгарией, но реализация «Южного потока» маловероятна, говорит Корчемкин. «Газпром», правда, успел истратить на подготовку к поставке газа по южному маршруту $15–18 млрд, большая часть которых досталась подрядчикам строительства «Южного коридора» – наземной российской части «Южного потока» и «Турецкого потока», добавляет эксперт. Проблема с реанимацией «Южного потока» еще и в том, что если будет реализован «Северный поток – 2», то непокрытыми останутся только Болгария, Греция и Турция, говорит Гривач. Если по «Южному потоку» газ будет поставляться только для Болгарии и Греции – около 2,5 млрд куб. м в год, – то для них он будет «золотым», подчеркивает эксперт. Представитель Еврокомиссии комментировать возможность возврата к строительству «Южного потока» отказался, напомнив, что это «Газпром» аннулировал проект.

Автор: Иван Песчинский

Источник: Ведомости, 27.11.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики