Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Темная сторона силы: во сколько обойдется энергонезависимость Крыма

Темная сторона силы: во сколько обойдется энергонезависимость Крыма

Почти 80% электроэнергии в Крым сейчас поступает из Украины. Запуск «энергомоста» во многом решит проблему, но российские власти зачем-то хотят еще и строить новые станции. Это удовольствие обойдется около 120 млрд руб.

Ненужная энергия

Истоки нынешнего энергокризиса в Крыму стоит искать не в 2014 году, когда полуостров перешел в состав России, и даже не осенью 2015-го, когда украинцы взорвали опоры ЛЭП, а гораздо раньше.

Определяющее значение на развитие энергосистемы любого региона оказывает его экономическая ориентация. В дореволюционное время Крым был аграрным регионом, а единственными потребителями электроэнергии — дома богатых горожан в Симферополе, а также Ливадийский дворец императорской семьи, для которых в 1896 году была построена первая на полуострове электростанция.

Современная энергосистема Крыма стала складываться в 30-е годы XX века для удовлетворения нужд промышленности, создаваемой в рамках индустриализации. Тогда и были построены работающие до сих пор Севастопольская ТЭЦ (1936) и Камыш-Бурунская ТЭЦ (1937). Позже были построены Сакская ТЭЦ (1955) и Симферопольская ТЭЦ (1961). Развитие тепловой генерации на этом фактически остановилось. После передачи Крымской области из РСФСР в состав УССР в 1954 году проекты строительства ТЭС на полуострове не реализовывались.

Нынешний дефицит генерирующих мощностей сложился в Крыму из-за внедрения новой концепции развития энергосистемы Крыма, принятой в 1950-е годы. Тогда руководство УССР решило построить ЛЭП с континента на территорию Крымского полуострова. Это позволяло загружать профицитные ТЭС в других областях. А в дальнейшем Крым стал запитываться от Запорожской АЭС. Для передачи электроэнергии в 1962–1965 годах были построены ЛЭП Каховка — Джанкой — ОРУ Симферопольской ГРЭС, ЛЭП Джанкой — Феодосия с напряжением, а также подстанция Джанкойская.

Таким образом, в Крыму в советское время была выстроена энергосистема, предусматривающая переток электроэнергии с севера на юг, с четырьмя базовыми центрами генерации — в городах Севастополь, Симферополь, Саки и в районе Керчи.

Солнечный круг

В период нахождения Крыма в составе Украины были построены солнечные (СЭС) и ветровые (ВЭС) электростанции. СЭС — это «Родниковое» (7,5 МВт), «Охотниково» (85,3 МВт), «Перово» (105,56 МВт), «Митяево» (31,55 МВт). С учетом введенной в строй в августе 2015 года СЭС «Николаевка» (69,7 МВт) мощность солнечной энергетики возросла в Крыму до 299,61 МВт.

Ветровые электростанции имеют суммарную установленную мощность 86,56 МВт: Восточно-Крымская ВЭС (2,8 МВт), Донузлавская ВЭС (6,8 МВт), Судакская ВЭС (3,76 МВт), Сакская ВЭС (20,83 МВт), Пресноводненская ВЭС (7,39 МВт), Тарханкутская ВЭС (19,98 МВт), Останинская ВЭС (25 МВт).

Однако большой объем установленной мощности станций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) не должен вводить в заблуждение. Такой вид генерации не может быть основой энергосистемы, так как выработка всегда будет зависеть от природных факторов. Для обеспечения энергетической безопасности нужен базис на основе тепловых станций. Таким фундаментом для Крыма ранее была Запорожская АЭС.

В 2014 году стало понятно, что Крым нужно интегрировать в российскую энергосистему: нынешний кризис легко было предусмотреть. Сейчас можно услышать мнение, что российские власти не сделали ничего для энергонезависимости Крыма от Украины. Это не совсем так.

Фактически штаб по обеспечению надежного энергоснабжения Олимпиады в Сочи был перебазирован в Крым. Замминистра энергетики РФ Андрей Черезов, отвечавший за энергобезопасность Олимпиады, стал курировать Крым. Из Сочи были доставлены девять мобильных газотурбинных электростанций (МГТЭС), еще четыре были привезены из Московской области (составляют часть резервных мощностей Москвы). Общая установленная мощность МГТЭС, доставленных в Крым, составила 292,5 МВт. Они были распределены по трем площадкам в дополнение к уже имеющимся мощностям Сакской, Севастопольской и Симферопольской ТЭС, так как там имеются сетевые мощности.

В дополнение к газотурбинным мобильным станциям в Крым были доставлены 1474 дизель-генератора общей мощностью 310 МВт. Эти установки были распределены по социально значимым объектам (школы, детские сады, больницы). Они не подключены к единой системе энергоснабжения и включаются по мере необходимости. Поэтому нельзя считать мощности дизель-генераторов в совокупности с другими источниками электроэнергии. К тому же есть данные, что многие из генераторов были похищены.

Подспорьем стало увеличение мощности Симферопольской ТЭС в 2015 году с 68 до 100 МВт. Таким образом, установленная мощность генерирующих мощностей Крыма в настоящее время составляет 873,67 МВт, из которых только 487,5 МВт — мощности тепловых станций.

Опасная экология

Высокая доля возобновляемой энергетики (ВИЭ) опасна для стабильного энергоснабжения, так как зависит от природных факторов. К тому же у солнечной и ветровой электроэнергий высокая себестоимость. Строительство СЭС и ВЭС позволяло продемонстрировать европейский вектор развития самой Украины.

Бенефициаром компании-собственника большинства крымских СЭС Activ Solar является бывший вице-премьер Украины Андрей Клюев. Под имиджево верные проекты солнечной энергетики компания получила кредиты в госбанках на льготных условиях и более 538 га земли в самом Крыму бесплатно. Мощности ВИЭ получили от украинских властей повышенный тариф. Для СЭС «зеленый» тариф составлял €0,446 кВт·​ч, в то время как тариф для украинских потребителей — €0,054 кВт​·ч, то есть в 8,64 раза меньше.

В России официально «зеленого» тарифа нет, поэтому после присоединения Крыма к РФ СЭС были остановлены. Однако для сохранения солнечных станций в августе 2014 года собственникам СЭС удалось договориться с властями о повышенном тарифе. Стоит отметить, что ВИЭ сыграли важную роль в 2015 году. Благодаря максимальной загрузке солнечных станций удалось остановить все ТЭС и провести на них необходимые ремонты и небольшую модернизацию.

В итоге в 2014 году в Крыму потребление электроэнергии составило 5416,6 млн кВт​·ч​, из которых собственная генерация — 1130,6 млн кВт​·ч. Таким образом, импорт электроэнергии с территории Украины в прошлом году составил 4286 млн кВт​·ч, что составляет 79,13% от общего объема потребления электроэнергии в Крыму. На столько Крым зависит от поставок электроэнергии с Украины.

Слишком много денег

Для энергонезависимости Крыму не хватает примерно 850–900 МВт генерирующей мощности ТЭС, хотя при учете низкого уровня КПД старых крымских ТЭС мощность новых станций может быть и меньше. По данным Министерства энергетики России, Крыму необходимо дополнительно ввести только 880 МВт мощности. При реализации всех намеченных проектов в Крыму регион может столкнуться с новой проблемой — профицитом мощностей. Сначала будет введен энергомост Кубань — Крым. Первую очередь предполагалось ввести 25 декабря 2015 года. Однако прекращение перетока электроэнергии с Украины заставляет строителей поторопиться. Китайский кабелеукладчик фактически завершил свои работы, и теперь все упирается в создание трансформаторов по обоим берегам Керченского пролива. Первая очередь позволит обеспечить переток 300 МВт электроэнергии. Изначально вторую очередь энергомоста предполагалось ввести в декабре 2016 года. Но Владимир Путин поручил закончить работу до мая будущего года, чтобы не допустить срыва курортного сезона. В итоге мощность энергомоста составит 850 МВт.

Несмотря на то что энергомост фактически покроет все дополнительные потребности Крыма, в Схеме территориального планирования Республики Крым и Севастополя, утвержденной правительством России 8 октября 2015 года, прописано создание двух тепловых станций на территории самого полуострова: Севастопольская ПГУ-ТЭС мощностью 470 МВт (первая очередь — к 1 сентября 2017 года, вторая — март 2018-го) и Симферопольская ПГУ-ТЭС аналогичной мощности. Обе станции дадут 940 МВт мощности.

Кроме того, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) совместно с инжиниринговой компанией ЭСК «Союз» и «КрымТЭЦ» обратились в Минэнерго России с предложением о модернизации Камыш-Бурунской и Сакской ТЭЦ за счет установки на их площадках четырех новых парогазовых установок мощностью 60 МВт. Таким образом, предлагается создать мощности на 240 МВт.

Для обеспечения этих мощностей к январю 2017 года предполагается построить газопровод Кубань — Крым мощность 3,5 млрд. куб. м газа в год. Стоимость строительства составит примерно 20 млрд руб. Однако в ФЦП по развитию Крыма запланировано потратить на строительство газопровода 9,35 млрд руб., причем вся сумма должна быть предоставлена инвесторами. Суммарная установленная мощность тепловой генерации и энергомоста составит тогда 2225 МВт.

Даже при закрытии всех затратных солнечных и ветряных станций Крым окажется энергопрофицитным регионом. А затраты на реализацию всех проектов будут довольно высокими. В соответствии с ФЦП развития Крыма стоимость энергомоста составит 47,3 млрд руб., 72 млрд руб. уйдут на новые станции в Симферополе и Севастополе. Формально бюджет даст на строительство ПГУ-ТЭС только 20 млрд, но вряд ли властям удастся сейчас найти инвестора, никак не связанного с государством. Таким образом, энергонезависимость Крыма обойдется России около 120 млрд руб.

Ситуация с энергетикой Крыма может стать примером метаний в крайности. Кстати, это уже произошло в газовой промышленности полуострова. «Черноморнефтегаз» в 2014 году добыл 1,977 млрд куб. м при потреблении в Крыму 1,69 млрд куб. м. В ближайшее время добыча может быть увеличена до 5 млрд куб. м. «Черноморнефтегазу» вряд ли светит выйти на IPO, поэтому смысла преувеличивать свои показатели у него нет. Но при этом государство строит в Крым новый газопровод.

Двойной запас прочности — это, конечно, хорошо. Но в условиях экономического кризиса опрометчиво разбрасываться бюджетными средствами. Государству целесообразно провести аудит проектов развития энергосистемы Крыма. Сейчас нужно не строить лишнюю генерацию, а модернизировать сетевое хозяйство: обновлять сети, в том числе мощностью 110 КВт, на которые в ФЦП не заложено средств, строить трансформаторные подстанции, ведь всю энергосистему полуострова нужно переориентировать с системы «юг — север» на «восток — запад». Да и не стоит забывать, что вслед за транспортной и энергетической блокадой Крыма может последовать и водная. Где тогда мы будем выращивать помидоры взамен турецких?

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: РБК, 30.11.2015  


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики