Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда государство не платит за коммуналку

Когда государство не платит за коммуналку

Чиновники «сократили расходы», отказавшись от оплаты света и тепла

Силовые ведомства, в числе которых ФСБ, Минюст, ФСИН, МВД, МЧС и даже Минобороны, попали в число злостных неплательщиков за электроэнергию. О том, что в бюджете на это просто-напросто не выделены средства, сообщили первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову поставщики энергоресурсов — «Совет производителей энергии» и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, члены которых не могут получить своевременную оплату и вынуждены копить долги как на оптовом рынке электроэнергии, так и перед «Газпромом» — за поставки природного газа. Ассоциации просят обеспечить необходимые бюджетные обязательства до конца года и проанализировать причины дефицита лимитов. Пока письмо энергетиков, по словам представителя Шувалова, «прорабатывается в аппарате правительства», «Русская планета» решила помочь чиновникам решить непростую задачу: нужно ли вводить жесткие санкции за неоплату энергоресурсов?

Греют руки за чужой счет

По данным 42 гарантирующих поставщиков, на которых приходится 40% поставок энергии бюджетным учреждениям и населению в РФ, и 13 производителей тепла (58% рынка в стране), дефицит бюджетных лимитов на оплату электроэнергии в 2015 году достигнет к концу года 3,44 млрд руб., тепла — 1,43 млрд руб.

По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, к 1 января самый большой долг рискует накопить ФСИН — 1,2 млрд руб., за ней следуют МВД (719 млн руб.), Минобороны (543 млн руб.) и ФСБ (256 млн руб.). От неоплаты энергоресурсов больше всего страдают генерация и энергосбыт в Нижегородской (ожидаемый долг — 418 млн руб. к началу 2016 года), Архангельской (269 млн руб.), Ростовской (211 млн руб.) областях и Пермском крае (214 млн руб.).

Суммы в масштабах страны не катастрофические, но примечательно, что не платит их государство, а страдает от этого частный бизнес — энергосбытовые и генерирующие компании, которые вынуждены брать кредиты в банках, разгоняя инфляцию, против чего как будто борются правительство и лучший банкир мира Эльвира Набиуллина. И хотя приватизация этих компаний больше всего напоминала разграбление государственного имущества, платить за энергоресурсы все-таки надо.

Почему так происходит

Ситуация с неплатежами разных ведомств за электроэнергию и тепло действительно странная. Любое госучреждение составляет свой бюджет на год вперед и вносит туда предполагаемые траты на поставки электроэнергии и тепла. «В области электроэнергии, как правило, потребление в ведомствах из года в год одинаковое, тем более структурно изменений фактически не наблюдалось. На баланс госорганов не передавались какие-то активы, которые были бы крупными потребителями тепла или электроэнергии», — поясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Если исходить из тезиса о запланированности трат в госорганах, то можно предположить, что они намеренно не вписывали в свой бюджет на 2015 год часть затрат на электроэнергию и тепло. Такое могло произойти из-за желания исполнить поручения руководства страны по сокращению затрат на содержание аппарата чиновников, не экономя при этом на зарплатах. Например, президент говорит, что мы слишком много тратим на содержание органов власти. Люди его поддерживают, говорят: «Молодец, гнать этих чиновников нужно! Чего они там в кабинетах штаны протирают!» А в реальности в ведомства поступает распоряжение о том, что нужно сократить траты на столько-то процентов. «В ведомстве люди же не станут отказываться от служебного транспорта, новой мебели, компьютеров и т.д. Можно же вообще не отказываться ни от чего, а просто в бюджет на следующий год не заложить сумму на оплату электроэнергии», — предполагает Игорь Юшков. В итоге и электричество с теплом в органах власти есть, и отчитались они перед начальством о сокращении затрат на содержание госаппарата.

За все заплатит население

В то время как государственные структуры, мягко говоря, вольготно относятся к выполнению своих обязанностей по оплате энергоресурсов, власти стараются потуже закрутить гайки для простых граждан. Так, с 1 января 2016 года увеличивается размер пени за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы. Порядок взимания долгов и штрафы для неплательщиков определяет вступивший в силу закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов. Ответственность для всех групп плательщиков увеличивается поровну — с 1/300 до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ за один день просрочки. На практике это означает 23% годовых вместо 8,25%, то есть рост эффективной ставки почти в три раза. Иными словами, задержка с оплатой света или тепла будет примерно равна по стоимости обслуживанию банковского кредита.

Чиновники разрабатывают меры давления на физических лиц, чтобы те платили за энергоресурсы, это их работа. Ведь именно к ним обращаются энергетики и просят дать им механизм воздействия на потребителей. Безусловно, такие механизмы нужны, так как за услуги и товары нужно платить.

Однако в стремлении повысить формальную эффективность отрасли нельзя забывать, что неплательщики делятся на две группы: те, кто может, но не хочет платить, и те, кто вообще сейчас не в состоянии оплатить коммунальные счета.

К первой группе должны применяться все более жесткие меры, а вторым, наоборот, нужно помогать, субсидировать, давать отсрочку и т.д. Интересно получается: наши власти призывают банки пойти навстречу валютным ипотечникам, но не просят энергетиков подождать взимать долги с одиноких стариков. Напротив, энергетики получают все больше прав на жесткие меры: после двух месяцев неуплаты дела переходят уже к судебным приставам.

Нестыковочка получается: чем беднее россиянин, тем жестче взимает с него долги государство. Даже экономическая эффективность такого подхода весьма сомнительна, не говоря уж о моральном аспекте. Да, в сегодняшних условиях для оплаты энергоресурсов денег может не оказаться даже у силовых структур. Но непонятно, почему к ним должен быть особый подход: у нас вроде бы все равны перед законом. По букве этого самого закона.

«Дисциплина оплаты услуг ЖКХ зависит как от реальных располагаемых доходов граждан, так и от санкций за неуплату. В 2015 году произошло сильное падение реальных располагаемых доходов у 90% населения России», — говорит Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора инвесткомпании «Открытие Брокер».

Очевидно, что властям сейчас приходится лавировать между интересами энергетиков и граждан, чтобы не допустить социального взрыва, но и не уменьшить собственные доходы (не секрет, что «приватизированные» энергокомпании контролируются лицами, аффилированными с чиновничеством). В связи с этим представляется целесообразным ввести систему экономических послаблений для всей цепочки энергоснабжения, начиная от поставок газа и угля промпредприятиям и заканчивая самыми бедными конечными потребителями. Речь идет лишь о временных мерах, об отмене штрафов и пени, которые тормозят и без того слабый экономический рост в стране и ведут к тому же к росту социальной напряженности. Власти это понимают — недаром президент утвердил 90-кратное снижение неадекватных штрафов по пресловутому «Платону». Имеет смысл перенести этот опыт и в сферу ЖКХ.

Когда силовые ведомства и простые граждане живут в равных условиях правоприменения — это и есть социальная справедливость.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 15.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики