Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2015 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Падение цен на нефть

    Ясно, что и отрасли, и государству приходится жить в условиях новой ценовой конъюнктуры. И не смотря на то, что падение это все-таки не должно носить затяжного характера и самое главное – на дне цены вряд ли будут оставаться годами, совершенно очевидно, что ожидать быстрого их восстановления не приходится. Однако восстановление все равно будет. И такого рода кризисы – это всегда вызовы для отрасли. Суть их как раз и заключается в том, что волатильность нефтяного рынка как раз и предполагает, что в случае падения вы должны держаться. Потому что если вы начнете сокращать инвестиции, выводить мощности, вы потом рост встретите с негативной ситуацией. Нужно пережить этот период. Вопрос в том, какие решения будет принимать государство для того, чтобы решить понятную, но не тривиальную задачу: как сделать так, чтобы отрасль могла сохранить объем инвестиций и при этом все-таки выполнить те расходные обязательства, которые в бюджете намечены?

  2. Обсуждение схем торговли нефтью ИГИЛ и вариантов борьбы с исламским «государством»

    Появились вопросы: почему, собственно, западная коалиция не бомбит нефтяные караваны, если так можно победить ИГИЛ? Россия предложила схему, по которой нужно начать бомбардировки нефтяных караванов, чтобы сломать систему финансирования ИГИЛ. Россия показала спутниковые снимки, которые доказывают, что нефть ИГИЛ поступает в Турцию и далее реализуется через турецкие порты на мировом рынке. При этом США не скрывают, что не бомбят караваны, мотивируя это тем, что там сидят ни в чем не повинные простые сирийские и иранские граждане. Хотя мы знаем, что такая трогательная забота не помешала разбомбить больницу Красного Креста в Афганистане, что было названо «трагической ошибкой». Можно вспомнить и другие примеры, как под бомбы попадали мирные жители. И в случае Турции можно усмотреть определенный интерес с точки зрения сохранения контроля за каналами финансирования ИГИЛ, что позволяет использовать ИГИЛ и других повстанцев на территории Сирии для решения своих политических задач. Но если есть такое искреннее желание побороть ИГИЛ, надо бороться с источником финансовой стабильности этой структуры.

  3. Резкое обострение отношений с Турцией и перспективы отказа от строительства «Турецкого потока»

    Крупнейшим политическим событием ноября стал инцидент с российским бомбардировщиком, сбитым турецкой ракетой. Это моментально перевернуло наши и без того непростые отношения с Анкарой. Теперь «подвисли» все энергетические проекты, в том числе и «Турецкий поток». И здесь опять возникает вопрос переформатирования альтернативы украинскому транзиту, потому что две нитки «Северного потока» решают проблему половины «Турецкого потока», но еще остается вопрос доставки газа в Турцию, Болгарию, Грецию, Балканы без транзита через Украину. Это все равно нужно решить к 1 января 2020 года. Как ни крути, но проблемы с украинским транзитом остаются. Возможно, будет принято решение о возобновлении проекта «Южный поток», но уже в его ограниченном варианте. Можно назвать South Stream Light. То есть построена будет одна труба до Болгарии, а дальше уже газ будет распределяться через Болгарию в Турцию и Грецию, возможно, на Балканы. А строительство, естественно, большой трубы до Баумгартена или ответвления в Италию – эти темы реализованы не будут.

  4. Требование девяти европейских стран о внесении вопроса о проекте «Северный поток-2» в повестку дня саммита Европейского союза в декабре

    17-18 декабря в Брюсселе пройдет саммит ЕС, и одним из вопросов станет обсуждение «Северного потока-2». Группа стран выступает против этого проекта, пытаясь убедить Брюссель, что они имеют дело с российско-германским заговором. Германия в свою очередь пытается объяснить, что это вопрос бизнеса и энергетической безопасности этих стран. Однако, к огромному сожалению, политизация энергетических вопросов сейчас в Европе зашкаливает, и большой вопрос: услышаны ли будут экономические аргументы? Брюссель все время выступает за деполитизацию энергетики, но сам же ее и политизирует. Ярчайший пример – список этих подписантов, где фигурируют три прибалтийские страны, которые вообще никакого отношения к данному проекту не имеют, газ из России получают вовсе не через Украину, не через «Северный поток-2», но, тем не менее, с удовольствием используют любую площадку, чтобы сделать заявление о каком-то там российском влиянии.

  5. Продажа Газпромом еще 1 % «Северного потока-2» французской компании Engie

    Все это произошло в день 40-летия начала поставок газа во Францию. Это показывает, что и коммерческие компании, и государства старой Европы понимают, что без сотрудничества с Россией в газовой сфере экономика Европейского союза столкнется с серьезными проблемами. То, что Engie получила этот процент, и то, что у Газпрома теперь 50 % и у консорциума европейских компаний тоже 50 %, показывает, что Газпром голос европейцев слышит и готов на паритетных основах какие-то проекты реализовывать.

  6. Прекращение закупок российского газа «Нафтогазом Украины» и крымский блэкаут

    Эти события можно поставить вместе, потому что они и случились почти одновременно: блэкаут произошел 22 ноября, а 26 ноября Нафтогаз громко заявил о прекращении закупок российского газа. Это важный вопрос, потому что он свидетельствует о том, что Украина является крайне непредсказуемой, нестабильной страной в сфере транзита. Казалось бы, какое к этому имеет отношение прекращение поставок электроэнергии Крыму? Самое прямое. У нас с Украиной есть контракт на поставки электроэнергии, заключенный уже после возвращения Крыма в состав Российской Федерации. Украина его не только не выполнила, но возникла вообще просто комичная история, когда какие-то люди взорвали ЛЭП, поставили палатки, а украинская власть стала говорить, что это гражданское общество и с этим ничего сделать нельзя. А если эти люди захватят завтра компрессорную станцию, что с этим делать? Вот в этом плане надежность Украины как транзитера энергоносителей серьезно подорвана, и вместо того, чтобы задать этот вопрос, Европа продолжает заниматься газовым мазохизмом. Когда произойдет отрезвление, сказать очень сложно.

  7. Принятие в первом чтении проекта бюджета на 2016 год

    Новость, безусловно, имеющая отраслевое значение, потому что бюджет сверстан из очень неприятных для отрасли параметров по доходам. В бюджет заложена идея зафиксировать уровень экспортной пошлины в 42 % на весь год. Оснований думать, что ко второму чтению депутаты что-нибудь придумают, нет. И параметры такого бюджета означают, что отрасль столкнется с серьезным ростом финансовой нагрузки. Грубые подсчеты показывают, что 200 млрд заплатит нефтяная отрасль, по Газпрому у Минфина были расчета на 100 млрд, но реальность показывает, что эта цифра может вырасти до 120, а то и до 150 млрд рублей. Конечно, после этого вопрос об инвестициях задавать даже неловко. Если вы такие суммы изымаете, что вы хотите получить в ответ? Но, к сожалению, у нас горизонт планирования резко сократился и логика выживания доминирует над всем.

  8. Визит Владимира Путина в Тегеран и итоги работы саммита ФСЭГ

    ФСЭГ, конечно, не стал такой мощной структурой, которая управляет газовым рынком, надежды не оправдались, если они вообще были. А вот сам визит в Тегеран интересен. Европа рассматривает Иран как готового союзника. В то время как визит президента России показал, что наша страна тоже может рассматривать Иран как союзника. Тем более что Тегеран не устраивают правила игры, предлагаемые европейцами, и все заявления, которые делает руководство Ирана, показывают, что играть по европейским правилам они не собираются. И не будут. Так что здесь интрига не так проста, как многим кажется.

  9. Продолжение борьбы за Восточно-Таймырский газовый участок

    Конфликт Газпрома и ЛУКОЙЛа стал одной из горячих интриг осени. В конечном итоге все завершилось победой ЛУКОЙЛа, что показывает, что у нас есть в отрасли определенные варианты и не все контролируется одной компанией. Если бы эту лицензию отобрали, это был бы очень плохой прецедент, свидетельствующий, что у нас государство, которое думает, например, о том, как бы провести реструктуризацию газовой отрасли, в нефтяной отрасли почему-то занимается откровенной консолидацией с непонятными задачами.

  10. Получение «Роснефтью» предоплаты в размере 15 млрд долларов за будущие поставки от китайской компании CNPC

    «Роснефть», получив китайские деньги, избавила нас от ожидания повторения «черного вторника» прошлого года, когда выдача Сбербанком «Роснефти» кредита для погашения долга привела к обрушению курса рубля в один день. Курс рубля и так падает из-за падения цен на нефть, но, по крайне мере, это растянуто во времени и шока «ямы» в этом году не возникло. Вопрос, конечно, в том, как потом «Роснефть» собирается эти кредиты отдавать, потому что за счет китайских платежей она сняла проблему этого года, но в целом вопрос долговой нагрузки остается.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики