Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Энергетика»: энергомост в Крым, газопровод ТАПИ, реакторы гидрокрекинга (видео)

«Энергетика»: энергомост в Крым, газопровод ТАПИ, реакторы гидрокрекинга (видео)

В Крыму запустили еще одну нитку энергомоста. В Туркменистане заложили первый камень газопровода ТАПИ: через Пакистан и Афганистан в Индию. Будет ли второй «камень»: эксперты сомневаются. Реакторы гидрокрекинга. Как получить бензин и дизель из тяжелых нефтяных фракций?

Запущена вторая нитка энергомоста в Крым

Сегодня полуостров получает электричество уже по двум ниткам энергомоста. Вторая цепь была запущена 15 декабря. Первая была запущена 2 декабря в присутствии Владимира Путина.

Хотя 230 мегаватт, которые уже идут в Крым с Тамани, визуально не увидишь, их появление в энергосети в буквальном смысле слова почувствовали жители Крыма.

Вторая нитка энергомоста абсолютный близнец старшей сестры. Теперь вместе они могут приносить на полуостров до 400 мегаватт электроэнергии. Весной 2016 года будет запущена вторая очередь точно такой же мощности.

Тем временем энергетики продолжают усиливать внутреннюю генерацию. На прошлой неделе из Владивостока в Крым отправили 2 мобильных ГТЭС. Несколько лет назад они обеспечивали бесперебойное снабжение электроэнергией приморского города во время саммита АТЭС. Сейчас их уже доставили на полуостров и готовят к запуску.

После ввода второй нитки энергомоста мобильные ГТЭС, коих сегодня — не считая вновь прибывших с Дальнего Востока — 13, постепенно выходят из режима постоянной работы. К тому же на прошлой неделе Украина возобновила поставки электроэнергии в Крым по одной линии.

«Украина подала напряжение на подстанцию „Титан“. По договоренности, мы изолированно запитали северные районы Крыма. Это в объеме где-то 115-120 мегаватт», — сообщил заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов.

Вопрос об энергетической ситуации 9 декабря на заседании правительства поднимал и Владимир Путин. По словам президента, Крым получать электроэнергию из Украины о тех пор, пока это будет необходимо.

Владимир Путин: «Нельзя допустить, чтобы тогда, когда мы полностью запитаем от четырех цепей и полностью покроем все, что поставлялось из Украины в Крым, нельзя допустить, чтобы у нас были длящиеся контракты на поставку электроэнергии с Украины в Крым. Если нам это будет не нужно. Понимаете, да? Нам нужно посмотреть, чтобы таких контрактов не было, и всех заранее предупредить, что с такого-то времени нам электроэнергия вообще не нужна».

Помимо получения электричества с материковой России, в Крыму идут активные работы по строительству собственной генерации. В ближайшие годы должны быть запущены новые ТЭЦ в Севастополе и Симферополе.

«Безусловно, нам необходимы резервы, необходимы на случай, связанный с какими-то выводами из эксплуатации, с ремонтными программами, необходим дополнительный резерв. Поэтому строится генерация и будет введено в эксплуатацию 940 мегаватт мощностей — 470 мегаватт сентябрь 2017 года и еще 470 мегаватт в Крыму, это март 2018 года», — говорит министр энергетики РФ Александр Новак.

Сегодня, благодаря запуску второй нитки энергомоста, Крым с учетом собственной генерации обеспечен электроэнергией больше чем на 80%. Ввод второй очереди доведет эту долю до 100%.

Через Пакистан и Афганистан в Индию

Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия заложили первый камень в газопровод ТАПИ. Церемония произошла в туркменском городе Мары рядом с газовым месторождением Галкыныш. Первые поставки запланированы уже на 2019 год, впрочем, эксперты рынка сомневаются и не только в сроках, даже в завершении строительства.

1814 километров — такова протяженность магистрального газопровода ТАПИ. Он пойдет с юго-востока Туркмении в Афганистан, затем между афганскими городами Герат и Кандагар в Пакистан и в итоге через пакистанские города Кветта и Мултан достигнет индийского штата Пенджаб. Мощность газопровода составит 33 миллиарда кубометров газа в год. Из них 14 млн будет покупать Афганистан и по 38 млн — Пакистан и Индия.

«На данный момент зависимость от угля у нас очень высокая, практически 79% энергии исходит из угля. Поэтому мы фокусируемся на том, что на данный момент надо удвоить мощности наших гидростанций и усилить возобновляемую, особенно солнечную энергию. И мы собираемся до 150 кВт дойти. У нас нет собственного большого количества газа или ископаемого топлива, но мы собираемся фокусировать именно на чистом топливе», — обещает заместитель министра электроэнергетики Индии Багвати Прасад Пандей.

Один из самый быстрорастущих рынков — Индия. Как и Китай, она — лакомый кусочек для каждой страны-экспортера энергоресурсов. Самые населенные страны мира — то есть, колоссальное потребление со стабильным ростом. Курс на экологию давно объявлен, а значит единственный выход уйти от парниковых газов — полная и масштабная газификация.

«Главная проблема, конечно, политика. Я, честно говоря, пока с большим трудом представляю газопровод, который пойдет в Индию через территорию таких государств, как Афганистан и Узбекистан, но на самом деле, несмотря на то, что между Индией и Пакистаном там относительно спокойно сейчас, по сравнению с прошлыми годами, когда они находились в предвоенном состоянии, что произойдет в будущем — никто не знает. Это как проблема нашей трубы через Украину. Мы вообще были одной страной, а теперь мы не знаем, что с этой Украиной делать, потому что она использует эту трубу, как способ политического шантажа. Это проблема. Но самая большая проблема — это Афганистан, потому что Афганистан сегодня — это государство, которое есть на карте, но которого нет в действительности, и сейчас вообще понимание „проблемности“ вот таких картографических объектов, оно возрастает. То же самое происходит в Ираке, в Сирии, то есть, вроде эти государства есть на карте, но в реальности их нет. Вы прокладываете там трубу, а дальше с кем вы будут потом договариваться, на каждом участке будет свое племя, которое будет вас обкладывать данью», — считает Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Аналитики рынка уверяют: сложно представить себе каких-либо серьезных инвесторов, которые готовы были бы вложить деньги в строительство на территории Афганистана. Средства, кстати, немалые: строительство газопровода обойдется его участникам в сумму порядка 7,6 млрд долларов. Поэтому, как бы России не хотелось занять индийский рынок, в ТАПИ лучше не участвовать. Тем более, что идут переговоры о строительстве газопровода через Китай, то есть продление «Силы Сибири» до границы с Индией. Впрочем, наиболее удобным и быстрым способом занять вакантный пока рынок могут быть поставки сжиженного природного газа.

«У Туркмении большие запасы газа, четвертые в мире, впереди только Россия, Иран и Катар. Но дело в том, что у Туркмении большие объемы газа уже законтрактованы китайцами, и они обязаны выполнять эти договоры, а они долгосрочны. Сейчас Китай строит 4-ю ветку из Туркменистана на свою территорию, поэтому туркменский газ хоть и имеется в недрах, но все-таки здесь ситуация такая, что конкурировать с Туркменистаном можно», — отмечает Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России.

И не только на китайском, индийском, пакистанском рынках. Кстати, переговоры о поставки на последний между Москвой и Исламабадом уже ведутся. Эксперты уверяют: нужно расширять горизонты поставок, тем более, что при сегодняшней цене на фрахт расстояние не является критическим, и наш российский СПГ даже в индийских портах будет вполне конкурентоспособным.

Срок обращения бензина экологического класса «Евро-4» продлен до 1 июля 2016 года.

В этой связи его общий объем производства составит порядка 2 миллионов тонн, заявляют в Министерстве энергетики.

«Министерство энергетики в рамках программы, связанной с переходом РФ на оборот исключительно нефтепродуктов 5-го класса, проанализировав ситуацию в 14-15-м годах, сочло возможным, руководствуясь приоритетами устойчивого нефтепродуктообеспечения, рекомендовать правительству свою позицию о сохранении в 16-м году оборота 4-го класса. Правительство в лице премьера поддержало эту позицию и сохранило такого рода оборот автомобильного бензина на I полугодие 2016 года», — сообщил Кирилл Молодцов, заместитель министра энергетики РФ.

Как получить бензин из тяжелых нефтяных фракций

Как получить бензин, не важно, какого экологического класса, или дизель из тяжелых нефтяных фракций? Недавно мы побывали на заводе, где производят уникальные реакторы гидрокрекинга для глубокой переработки нефти. Зачем, как минимум, чтобы в разы увеличить эффективность нефтеперерабатывающих заводов.

Как это работает?

Нефть, из которой получают довольно широкий спектр нефтепродуктов: бензин, керосин, дизель и многое другое. Нефть — это сложный набор углеводородов и на установке первичной переработки ее разделяют на фракции.

Самая легкая — это нафта, или прямогонный бензин, затем керосин, дизель, дальше уже идут компоненты тяжелые — вакуумный газойль и гудрон. Легкие фракции после первичной переработки уже практически готовые нефтепродукты. Но что делать с тяжелыми фракциями, ведь их получается до 50%, при этом в них еще достаточно компонентов, из которых можно сделать тот же бензин и дизель.

Для этого существуют так называемые вторичные процессы переработок и один из наиболее эффективных — это гидрокрекинг. Сегодня такими установками оснащают большинство НПЗ страны.

Суть процесса кроется в его названии. Крекинг от английского глагола to crack, то есть ломать. Дело в том, что газойль и гудрон состоят из длинных цепочек углеродов C25 и больше, а бензин — это цепочка короткая C4. В специальном реакторе тяжелые нефтяные фракции нагревают до 400 градусов Цельсия при давлении 4 атмосферы, это сравнимо с давлением воды на глубине 30 метров, при этом в реакции участвует водород, который производит дополнительную очистку продукции, буквально забирая на себя серу. Под действием температуры длинные цепочки разрушаются, превращаясь в короткие, и на выходе мы получаем сырье для бензина.

Для такого сложного процесса и необходимы реакторы гидрокрекинга.

Они выглядят как огромные вертикальные трубы, на самом же деле — это технологически очень сложные конструкции. Собирают реактор из огромных колец, которые делают из очень сложного сплава — хроммолибденванадия.

Ученые доказали, что только он может противостоять агрессивной сероводородной среде, которая образуется во время реакции гидрокрекинга. Другие металлы просто разъест. При этом есть и обратная сторона медали: самая большая трудность в процессе производства реакторов — сварить между собой огромные кольца. Химический состав, а также толщина металла — более 200 мм — не позволяет использовать обычную сварку. Поэтому используют уникальную технологию, которая есть только на заводе в Санкт-Петербурге.

Еще один немаловажный процесс — это специальная антикоррозийные покрытие, которое здесь не напыляется, а наплавляется.

Но даже когда реактор уже собран, появляются другие сложные вопросы, и самый главный — как его транспортировать на нефтеперерабатывающий завод.

Дело в том, что габариты конструкции могут достигать 80 метров в длину, а вес доходить почти до полутора тонн. Поэтому перевозка превращается в сложную логистическую операцию, как правило, ночную.

На специальной самоходной платформе реактор доставляют, например, до железной дороги или до речного причала, где перегружают на баржу или железнодорожную платформу и, таким образом, отправляют потребителю на НПЗ.

Источник: Вести.Ru, 18.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики