В концепции развития внутреннего рынка газа говорится, что в связи с действующими в отношении России санкциями спрос на газ в Европе и СНГ падает, при этом растет конкуренция между поставщиками сжиженного природного газа и трубопроводного газа на мировом рынке. В этих условиях как минимум до 2025 года «Газпром» должен сохранить статус единого экспортера трубопроводного газа. Кроме того, в Минэнерго считают нецелесообразным менять структуру монополии и выделять из нее транспортную составляющую.
При этом министерство энергетики предлагает уравнять на внутреннем рынке права независимых производителей и «Газпрома». Монополии предлагается разрешить продавать газ крупным потребителям в рамках регулируемого коридора, а не по тарифам.
Как отмечается в концепции, цена на газ должна учитывать одновременно и биржевые индикаторы, и прибыль, необходимую для капитальных вложений. Причем независимые поставщики должны участвовать в газификации регионов, поставлять газ населению и ЖКХ в зависимости от доли их присутствия на внутреннем рынке, а также нести ответственность за прохождение зимних максимумов потребления газа.
Концепция, являющаяся приложением к генеральной схеме развития газовой отрасли до 2035 года, должна была разрешить старый спор между независимыми производителями газа (в первую очередь, «Роснефтью» и «Новатэком») с одной стороны, и «Газпромом» с другой. Суть противоречий заключалась в том, что «Газпром» не устраивало то, что независимые компании вытесняют его с рынка, в то время как холдинг выполнял серьезные социальные обязательства. У независимых производителей были встречные претензии: непрозрачные и слишком высокие тарифы на транспортировку газа, а также монополия на экспортные доходы.
Так, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на последнем заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу поднял вопрос о выделении газотранспортного бизнеса «Газпрома» в отдельную компанию. В то же время Минэнерго и Минэкономразвития открыто выступали против разделения «Газпрома». Несмотря на то, что этот вопрос так и не был рассмотрен на президентской комиссии, с повестки дня он не снят.
Только на прошлой неделе начальник управления топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин говорил в интервью Gudok.ru, что рынок газа естественным образом придет к необходимости выделения из структуры «Газпрома» независимой газотранспортной организации. Кроме того, представитель ФАС заявил, что в ближайшее время они совместно с «Газпромом» должны создать рабочую группу, в рамках которой будут обсуждать назревшие вопросы реформирования компании. Эксперты уверены — у обеих сторон высочайшие лоббистские возможности и этот вопрос еще не скоро будет окончательно решен.
«Необходимость выделения из „Газпрома“ газотранспортной составляющей давно очевидна, но решение Минэнерго „перезрело“. Очевидно, что газовая компания деградирует: 20 лет назад он был главным и основным поставщиком на внутреннем рынке, 10 лет назад на его долю приходилось 86-90%, а в прошлом году всего 39%. „Газпром“ уже никак нельзя назвать монополистом», — уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
По словам аналитика, экспортная составляющая бизнес-модели «Газпрома» за последние годы сократилась в разы. «В 2005 году было порядка 240 млрд кубометров газа, а в этом году уже 175. В итоге получается, что на внутреннем рынке „Газпром“ наносит вред независимым компаниям, а на внешнем несет убытки. Отношения „Газпрома“, например, с Украиной были настолько политизированы, что этот рынок был потерян. Но не стоит забывать, что это был огромный рынок — на пике достигал 60 млрд куб м в год. Также нельзя забывать, что, будучи монополистом на европейском рынке, „Газпром“ столкнется с проблемой Третьего энергопакета», — говорит Рустам Танкаев.
Эксперт уверен, что прогнозировать, когда и в какой форме решение о разделении «Газпрома» будет принято, крайне сложно, потому что «все зависит от того, как и в чьих интересах оно будет приниматься».
«Я думаю, что противостояние и компаний, и органов государственной власти по вопросу судьбы газовой промышленности в России продолжится. Сейчас есть два непримиримых лагеря — с одной стороны, это „Газпром“, которого поддерживает Минэнерго, а с другой „Роснефть“ и ФАС, ну и отчасти „Новатэк“. Это характерная черта российской системы управления, когда те или иные органы власти могут поддерживать разные компании, а окончательное решение выносит Президент как некий верховный арбитр. Маловероятно, что они договорятся сами», — заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Автор: Мария Платонова
Источник: Gudok.ru, 23.12.2015