Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > До 2035 года газовой отрасли нужно до 37,5 трлн рублей, посчитало Минэнерго

До 2035 года газовой отрасли нужно до 37,5 трлн рублей, посчитало Минэнерго

Но они могут не окупиться, предупреждают эксперты

Минэнерго подготовило два сценария развития газовой индустрии до 2035 г: целевой и консервативный (см. врез). Они описаны в генеральной схеме развития отрасли (есть у «Ведомостей»), которую разрабатывал «ГазпромВНИИГАЗ». Целевой сценарий предполагает «максимально полное использование газового потенциала для ускорения роста российской экономики». В 2017 г. будет запущен «Ямал СПГ» (проект «Новатэка»), «Печора СПГ» («Роснефть» и «Алтек») – в 2020 г., «Дальневосточный СПГ» («Роснефть» и ExxonMobil), «Балтийский СПГ» («Газпром») и третья очередь «Сахалина-2» («Газпром» и иностранные компании) – в 2021 г. Если будут позволять цены и технологии, можно возродить и Штокмановское месторождение (лицензия принадлежит «Газпрому»), построив на его базе еще один СПГ-завод. Начать добычу можно будет в 2028–2031 гг. Все проекты обеспечат производство до 53 млн т СПГ в год. Также будут построены «Турецкий поток», «Сила Сибири – 2» и Nord Stream – 2.

В консервативном сценарии в российской экономике продолжится инерция, спрос на газ будет стагнировать и на внутреннем рынке, и на внешнем, продолжат действовать санкции. Но «Газпром» все же построит третью очередь завода «Сахалина-2», будет введен и «Ямал СПГ», правда, позже – в 2018 г. (представитель «Новатэка» говорит, что срок не менялся). «Силу Сибири – 2» в этом сценарии построить не удастся. Минэнерго допускает, что из-за внутренних и внешних проблем «потенциал по наращиванию добычи и расширению поставок на внутренний и зарубежные рынки» может оказаться невостребованным.

Правда, есть больше 40 рисков, которые могут изменить эти планы. В целевом сценарии Минэнерго больше всего опасается страновых санкций, роста дисбаланса между предложением и спросом СПГ в мире, роста конкуренции в Европе, замедления экономик стран АТР, снижения цен на нефть в долгосрочном периоде и др. Правда, инструментарий по борьбе с рисками государству предлагается небогатый – мониторинг.

Два сценария

Целевой сценарий исходит из среднегодового роста ВВП в 3,9% с 2016 по 2030 г., который к 2035 г. снизится до 3,5% в год. Курс доллара в 2016 г. упадет до 60,5 руб., а к 2035 г. составит 52,6 руб. В консервативном сценарии заложен среднегодовой рост ВВП в 2016–2030 гг. – 2,1%, а до 2035 г. – 2%. Курс доллара к 2036 г. может вырасти до 70 руб. с 60,5 руб. в 2016 г.

В обоих сценариях Минэнерго прогнозирует рост поставок газа на внутреннем и на экспортном рынках. Спрос в России к 2035 г. вырастет на 8,5–14,5% до 497,4–524,9 млрд куб. м. В основном потребление увеличится в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке за счет развития промышленности. Добыча газа в России может вырасти с 2014 г. на 20–37% до 772–879 млрд куб. м. Экспорт российского газа увеличится на 37–74% с 211 млрд куб. м в 2014 г.: поставки по трубопроводам – на 23– 49% до 242,7–293 млрд куб. м, поставки СПГ – в 3–5 раз до 46,6–75,8 млрд куб. м. Рост экспорта в Европу к 2035 г. может составить 8,2–21,6% с 2014 г. – до 164,1–184,4 млрд куб. м. Экспорт в страны бывшего Советского Союза упадет на 11% до 40,6 млрд куб. м, в том числе на Украину – до 10 млрд куб. м к 2020 г. Экспорт в Китай может составить 38–68 млрд куб. м в год.

Всего на развитие газовой отрасли до 2035 г. потребуется 32,5–37,5 трлн руб., из них 80% – на развитие добычи и транспортной инфраструктуры в основном в Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Но государство получит 37,2–43,1 трлн налогов, а дисконтированный чистый доход составит 7,4–6,5 трлн руб. У генсхемы две проблемы: отсутствие анализа ошибок предыдущих завышенных прогнозов и привязка к макроэкономическим показателям, которые в условиях турбулентности в экономике не вызывают доверия, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Сложно представить, что Россия сможет нарастить экспорт газа в Европу: импорт здесь будет расти, но дополнительные поставки будут российскими в последнюю очередь, скептичен директор по энергетическому направлению ИЭФ Алексей Громов. Прогноз потребления в России в зоне ЕСГ также завышен даже в консервативном сценарии, считает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. С учетом профицита добычи в Западной Сибири новые инвестиции в ее развитие в ближайшие годы будут нецелесообразны, объясняет он. Кроме того, в генсхеме нет долгосрочного ориентира по внутренним ценам на газ, в этих условиях расчеты инвестиций и объемов добычи – не более чем фарс. Китайская экономика замедляется быстрее ожиданий, поэтому к реальности близок консервативный прогноз по экспорту в Китай, считает Громов.

Автор: Анна Фадеева

Источник: Ведомости, 23.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики