Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > До 2035 года газовой отрасли нужно до 37,5 трлн рублей, посчитало Минэнерго

До 2035 года газовой отрасли нужно до 37,5 трлн рублей, посчитало Минэнерго

Но они могут не окупиться, предупреждают эксперты

Минэнерго подготовило два сценария развития газовой индустрии до 2035 г: целевой и консервативный (см. врез). Они описаны в генеральной схеме развития отрасли (есть у «Ведомостей»), которую разрабатывал «ГазпромВНИИГАЗ». Целевой сценарий предполагает «максимально полное использование газового потенциала для ускорения роста российской экономики». В 2017 г. будет запущен «Ямал СПГ» (проект «Новатэка»), «Печора СПГ» («Роснефть» и «Алтек») – в 2020 г., «Дальневосточный СПГ» («Роснефть» и ExxonMobil), «Балтийский СПГ» («Газпром») и третья очередь «Сахалина-2» («Газпром» и иностранные компании) – в 2021 г. Если будут позволять цены и технологии, можно возродить и Штокмановское месторождение (лицензия принадлежит «Газпрому»), построив на его базе еще один СПГ-завод. Начать добычу можно будет в 2028–2031 гг. Все проекты обеспечат производство до 53 млн т СПГ в год. Также будут построены «Турецкий поток», «Сила Сибири – 2» и Nord Stream – 2.

В консервативном сценарии в российской экономике продолжится инерция, спрос на газ будет стагнировать и на внутреннем рынке, и на внешнем, продолжат действовать санкции. Но «Газпром» все же построит третью очередь завода «Сахалина-2», будет введен и «Ямал СПГ», правда, позже – в 2018 г. (представитель «Новатэка» говорит, что срок не менялся). «Силу Сибири – 2» в этом сценарии построить не удастся. Минэнерго допускает, что из-за внутренних и внешних проблем «потенциал по наращиванию добычи и расширению поставок на внутренний и зарубежные рынки» может оказаться невостребованным.

Правда, есть больше 40 рисков, которые могут изменить эти планы. В целевом сценарии Минэнерго больше всего опасается страновых санкций, роста дисбаланса между предложением и спросом СПГ в мире, роста конкуренции в Европе, замедления экономик стран АТР, снижения цен на нефть в долгосрочном периоде и др. Правда, инструментарий по борьбе с рисками государству предлагается небогатый – мониторинг.

Два сценария

Целевой сценарий исходит из среднегодового роста ВВП в 3,9% с 2016 по 2030 г., который к 2035 г. снизится до 3,5% в год. Курс доллара в 2016 г. упадет до 60,5 руб., а к 2035 г. составит 52,6 руб. В консервативном сценарии заложен среднегодовой рост ВВП в 2016–2030 гг. – 2,1%, а до 2035 г. – 2%. Курс доллара к 2036 г. может вырасти до 70 руб. с 60,5 руб. в 2016 г.

В обоих сценариях Минэнерго прогнозирует рост поставок газа на внутреннем и на экспортном рынках. Спрос в России к 2035 г. вырастет на 8,5–14,5% до 497,4–524,9 млрд куб. м. В основном потребление увеличится в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке за счет развития промышленности. Добыча газа в России может вырасти с 2014 г. на 20–37% до 772–879 млрд куб. м. Экспорт российского газа увеличится на 37–74% с 211 млрд куб. м в 2014 г.: поставки по трубопроводам – на 23– 49% до 242,7–293 млрд куб. м, поставки СПГ – в 3–5 раз до 46,6–75,8 млрд куб. м. Рост экспорта в Европу к 2035 г. может составить 8,2–21,6% с 2014 г. – до 164,1–184,4 млрд куб. м. Экспорт в страны бывшего Советского Союза упадет на 11% до 40,6 млрд куб. м, в том числе на Украину – до 10 млрд куб. м к 2020 г. Экспорт в Китай может составить 38–68 млрд куб. м в год.

Всего на развитие газовой отрасли до 2035 г. потребуется 32,5–37,5 трлн руб., из них 80% – на развитие добычи и транспортной инфраструктуры в основном в Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Но государство получит 37,2–43,1 трлн налогов, а дисконтированный чистый доход составит 7,4–6,5 трлн руб. У генсхемы две проблемы: отсутствие анализа ошибок предыдущих завышенных прогнозов и привязка к макроэкономическим показателям, которые в условиях турбулентности в экономике не вызывают доверия, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Сложно представить, что Россия сможет нарастить экспорт газа в Европу: импорт здесь будет расти, но дополнительные поставки будут российскими в последнюю очередь, скептичен директор по энергетическому направлению ИЭФ Алексей Громов. Прогноз потребления в России в зоне ЕСГ также завышен даже в консервативном сценарии, считает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. С учетом профицита добычи в Западной Сибири новые инвестиции в ее развитие в ближайшие годы будут нецелесообразны, объясняет он. Кроме того, в генсхеме нет долгосрочного ориентира по внутренним ценам на газ, в этих условиях расчеты инвестиций и объемов добычи – не более чем фарс. Китайская экономика замедляется быстрее ожиданий, поэтому к реальности близок консервативный прогноз по экспорту в Китай, считает Громов.

Автор: Анна Фадеева

Источник: Ведомости, 23.12.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики