Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

«Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

Транзит российского газа через Украину подорожал

Киев повысил тариф на транзит российского газа более чем в 1,5 раза. Об этом в среду заявил глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин. По его словам, новая ставка составит $4,5 за 1 тыс. м куб. газа на 100 км. В действующем контракте она зафиксирована на уровне чуть выше $2,5. Министр энергетики Украины напомнил, что еще в декабре прошлого года компанию «Газпром» уведомили о скором увеличении тарифа на транспортировку сырья в Европу. Москва не обязана соглашаться на эти условия, отметил президент Российского газового союза Сергей Чижов.

«Я думаю, что мы не будем выполнять, дело еще дойдет до Стокгольмского арбитража. То есть мы подадим и туда, и там все это будет рассматриваться. Пока мы будем платить, сколько было в договоре. Есть долгосрочные договоры, где связана цена на транзит в долгосрочном плане и цена на газ, который покупают. Ты можешь изменить тарифы только тогда, когда заканчивается срок договора. Если срок не закончился, ты не можешь увеличить эту сумму в одностороннем порядке, только при согласии другой стороны», — подчеркнул Чижов.

Нынешний контракт между Россией и Украиной о транзите газа в Европу действует до 2019 года. В Киеве рассчитывают, что впоследствии он будет продлен. Пересмотр тарифа в сторону повышения в первую очередь навредит самой Украине. Так считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Транзит должен быть конкурентен. Если мы посмотрим поставки через Белоруссию, через "Северный поток" — через эти направления прокачивается газ во вполне сопоставимых объемах относительно украинского транзита. Давайте сравним, сколько стоит прокачка газа по тем направлениям. Кроме того, прокачка газа, по условиям контракта с Украиной, привязана к цене на газ. То есть если цен на газ падает, цена прокачки тоже должна падать. Требовать повышения платежей в то время, когда на других направлениях эти платежи будут снижаться или они в принципе ниже — это абсурд», — уверен Фролов.

Ранее «Газпром» выставил украинскому «Нафтогазу» новый счет на $2,5 млрд — это долг за невыбранный газ в третьем квартале прошлого года. В российской компании подчеркнули: согласно правилу take-or-pay, Киев должен заплатить за газ, даже если отказался от закупок на этот период. Это требование абсолютно справедливо, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Счет выставлен "Нафтогазу" Украины в соответствии с контрактом, который действует с 2009 года, его никто не отменял. Там прописано, что "Нафтогаз" обязан отбирать минимальные объемы газа в соответствии с этим контрактом. Если он этого не делает, соответственно, он должен выплатить деньги. То есть здесь классическое условие той купы, "бери или плати", которая призвана защитить и поставщика, и потребителя. Данное условие есть фактически во всех контрактах "Газпрома", те встречные требования, которые "Газпром" подал к "Нафтогазу" в ответ на его иск "Газпрому", как раз-таки касаются невыполнения "Нафтогазом" условия "бери или плати". Просто в Стокгольмском суде будут увеличиваться масштабы претензий сторон друг к другу», — пояснил «Коммерсантъ FM» Юшков.

В Стокгольмском арбитражном суде рассматриваются взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза» друг к другу. Общая задолженность последнего, с учетом последних требований, достигает $32 млрд. Эта сумма складывается из долга за поставки газа и штрафов по take-or-pay. «Газпром» пока лишь однажды проиграл суд по условию «бери или плати». Осенью 2012 года Венский арбитраж подтвердил право чешской компании RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов. Россия пыталась обжаловать это решение, но безуспешно.

Автор: Алла Пугачева

Источник: Коммерсантъ ФМ, 20.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики