Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

«Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

Транзит российского газа через Украину подорожал

Киев повысил тариф на транзит российского газа более чем в 1,5 раза. Об этом в среду заявил глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин. По его словам, новая ставка составит $4,5 за 1 тыс. м куб. газа на 100 км. В действующем контракте она зафиксирована на уровне чуть выше $2,5. Министр энергетики Украины напомнил, что еще в декабре прошлого года компанию «Газпром» уведомили о скором увеличении тарифа на транспортировку сырья в Европу. Москва не обязана соглашаться на эти условия, отметил президент Российского газового союза Сергей Чижов.

«Я думаю, что мы не будем выполнять, дело еще дойдет до Стокгольмского арбитража. То есть мы подадим и туда, и там все это будет рассматриваться. Пока мы будем платить, сколько было в договоре. Есть долгосрочные договоры, где связана цена на транзит в долгосрочном плане и цена на газ, который покупают. Ты можешь изменить тарифы только тогда, когда заканчивается срок договора. Если срок не закончился, ты не можешь увеличить эту сумму в одностороннем порядке, только при согласии другой стороны», — подчеркнул Чижов.

Нынешний контракт между Россией и Украиной о транзите газа в Европу действует до 2019 года. В Киеве рассчитывают, что впоследствии он будет продлен. Пересмотр тарифа в сторону повышения в первую очередь навредит самой Украине. Так считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Транзит должен быть конкурентен. Если мы посмотрим поставки через Белоруссию, через "Северный поток" — через эти направления прокачивается газ во вполне сопоставимых объемах относительно украинского транзита. Давайте сравним, сколько стоит прокачка газа по тем направлениям. Кроме того, прокачка газа, по условиям контракта с Украиной, привязана к цене на газ. То есть если цен на газ падает, цена прокачки тоже должна падать. Требовать повышения платежей в то время, когда на других направлениях эти платежи будут снижаться или они в принципе ниже — это абсурд», — уверен Фролов.

Ранее «Газпром» выставил украинскому «Нафтогазу» новый счет на $2,5 млрд — это долг за невыбранный газ в третьем квартале прошлого года. В российской компании подчеркнули: согласно правилу take-or-pay, Киев должен заплатить за газ, даже если отказался от закупок на этот период. Это требование абсолютно справедливо, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Счет выставлен "Нафтогазу" Украины в соответствии с контрактом, который действует с 2009 года, его никто не отменял. Там прописано, что "Нафтогаз" обязан отбирать минимальные объемы газа в соответствии с этим контрактом. Если он этого не делает, соответственно, он должен выплатить деньги. То есть здесь классическое условие той купы, "бери или плати", которая призвана защитить и поставщика, и потребителя. Данное условие есть фактически во всех контрактах "Газпрома", те встречные требования, которые "Газпром" подал к "Нафтогазу" в ответ на его иск "Газпрому", как раз-таки касаются невыполнения "Нафтогазом" условия "бери или плати". Просто в Стокгольмском суде будут увеличиваться масштабы претензий сторон друг к другу», — пояснил «Коммерсантъ FM» Юшков.

В Стокгольмском арбитражном суде рассматриваются взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза» друг к другу. Общая задолженность последнего, с учетом последних требований, достигает $32 млрд. Эта сумма складывается из долга за поставки газа и штрафов по take-or-pay. «Газпром» пока лишь однажды проиграл суд по условию «бери или плати». Осенью 2012 года Венский арбитраж подтвердил право чешской компании RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов. Россия пыталась обжаловать это решение, но безуспешно.

Автор: Алла Пугачева

Источник: Коммерсантъ ФМ, 20.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики