Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Константин Симонов о тенденциях ценообразования на мировом нефтегазовом рынке

Константин Симонов о тенденциях ценообразования на мировом нефтегазовом рынке

Текущая ситуация на рынке нефти стала предметом активных спекуляций и рассуждений. Экспертный пул, образовавшийся в последние годы, все это время твердил, что цены на нефть скоро обязательно рухнут. В течение трех лет ничего не происходило, но когда  цена пошла вниз со значительно высокой отметки в 140 долларов за баррель, эксперты пытаются утверждать, что сбылось великое пророчество и нас всех ждет коллапс. Прогнозируют даже уровень 1998 года – 10 долларов за баррель.

Возникает вопрос, насколько оправданны эти прогнозы. ФНЭБ говорил, что мир вступает в эпоху дорогих энергоресурсов и что нефть и газ не могут быть дешевыми товарами. Мы не отказываемся от своих слов и пытаемся сегодня, в ситуации, когда цена барреля нефти опустилась до 70 долларов, объяснить, что именно мы имели в виду и почему нам кажется, что наша позиция верна.

Давайте рассмотрим основные аргументы сторонников того, что нефть будет обваливаться. Самая распространенная идея заключается в том, что цена на нефть являлась мыльным пузырем, надутым на фондовых рынках. Идея простая: спекулянты устремились на рынок нефти, надули пузырь, и он обязательно должен был лопнуть. И вот он лопнул. Это подкрепляется идеей о том, что сейчас разразился кризис, а значит, прогнозы по росту спроса надо корректировать. Соответственно, некоторым крупным регионам придется снижать потребление, а это означает, что в мире может образоваться ситуация затоваривания рынков и преобладания производства над потреблением.

Это экономические аргументы тех, кто считает, что цена на нефть должна неминуемо упасть. Существуют также и экзотические политические доводы в пользу дешевеющей нефти. Одним из самых оригинальных из них является теория о том, что США в очередной раз войдут в сговор с Саудовской Аравией, та увеличит производство нефти и обвалит рынки. Таким образом, США получат дешевую нефть, потому что они задыхаются от импорта и им, конечно, выгодно снизить свои издержки. К тому же, Саудовская Аравия сможет отсечь своих конкурентов. Теории красивые, но далеко не безупречные.

Момент первый. Когда ФНЭБ говорил, что мир вступает в эпоху дорогих энергоносителей, мы имели в виду не ситуация по отдельным месяцам, а вели речь о среднесрочной и даже долгосрочной перспективе. Фундаментальная причина удорожания нефти не исчезла. Легко извлекаемые нефть и газ все равно заканчиваются. Посмотрите на Россию. Месторождения Западной Сибири исчерпаны. Запущенное Южнорусское месторождение, по сути, одно из последних с дешевым извлечением газа. Мир приступает к добыче нефти на шельфе и на битумах. То есть запасов много, но легко извлекаемой нефти достаточно мало, да и здесь возможности ограничены.

Конечно, экономический кризис приведет к тому, что потребление будет падать. Но, к примеру, производство нефти и газа в Европе будет падать еще быстрее. Значит все равно, пусть с какой-то коррекцией,  импорт нефти и газа в Европу будет расти. Ситуация затоваривания может возникнуть в 2008 или в 2009 году, но стратегически, скорее всего, спрос будет больше, чем предложение. Мы видим в последние годы, что прирост запасов в мире отстает от годового потребления, т.е. мы начинаем проедать больше, чем открываем новых запасов.

Второй принципиально важный момент заключается в том, что сегодня срок окупаемости проектов в нефтегазовой отрасли сильно вырос. От начала инвестирования до первой добычи может пройти семь-восемь лет. В Европе в среднем считается, что пройдет четыре года, прежде чем окупятся инвестиции. Получается, что срок жизни проекта – десять-двенадцать лет. Представим, что нефтяные компании вынуждены будут запускать новые проекты. Одно дело, если это проект по цене барреля в 100 долларов, а другое – в 10. Кто же будет запускать проект, окупаемостью в 10-12 лет, да еще с такими рисками? Поэтому, если даже цены будут падать и дальше, положим, до уровня 40 долларов за баррель, нефтегазовые компании будут отказываться от новых проектов.

Злорадное отношение к падению нефти – очень опасное заблуждение, потому что отказ от инвестиций в новые проекты приведет к значительно большему росту цен в ближайшей перспективе, когда на рынке осознают, что время серьезно упущено. Россию, кстати, тоже обвиняют в том, что она не вкладывает деньги в новые проекты. У нас в 2010 году может начаться падение добычи. То же грозит и всему миру. Думаю, нефтегазовые компании и те люди, которые играют на нефтегазовых рынках, это прекрасно понимают.

Кстати, есть масса американских исследований, свидетельствующих, что в той же Саудовской Аравии, несмотря на пресловутую трехдолларовую добычу, ситуация в добычном сегменте далеко не блестяща. И Саудовская Аравия не способна увеличить добычу в разы по мановению волшебной палочки. Там прекрасно понимают, что на нефтегазовом рынке места хватит для многих проектов и, по большому счету, доля Саудовской Аравии на рынке от этого не сократится. Нет особых конкурентов в ситуации сокращения запасов Европы и добычи в США. Для Саудовской Аравии лучше снимать маржу со стадолларовой нефти, чем три года голодать в ожидании, когда рухнет Бразилия, Канада или Африка. Эта стратегия совершенно не рациональна и для СА бессмысленна.

Что касается политического фактора, то, конечно, США от экономического кризиса страдают. Но другие государства трясет еще сильнее, чем Соединенные Штаты. У нас создается такой образ рушащегося монстра, а на самом деле тот же Китай может тряхнуть гораздо сильнее в случае падения производства. То же самое и с дорогой нефтью. США, может, и страдали от высокой цены за баррель, но Китай страдал еще сильнее. Поэтому не факт, что дорогая нефть политически невыгодна Соединенным Штатам. Более высокая цена нефти быстрее подрывает экономическую мощь Китая, чем ее стремительное удешевление. Так же как и сокращение в связи с кризисом потребления в США может больнее всего ударить по экономике Китая. В этом плане, все конспирологические теории скорее «работают» на нефть дорогую.

Отрасль сейчас нуждается в сигналах для новых инвестиций. 10 долларов за баррель – это сигнал об обратном. Это прямой путь к коллапсу нефтегазового комплекса, что обернется таким взлетом в ближайшей перспективе, что потребители еще схватятся за голову.

Я не исключаю, что цена может просесть до 60 долларов за баррель к концу года, но говорить о том, что мы будем долго жить при цене в 10 долларов, абсурдно. Мы прогнозируем плавный, но неизбежный рост цен на среднесрочную перспективу.

Пресс-служба ФНЭБ, 22.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики