Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скупой платит дважды: переплатив Катару, Польша надеется на «Газпром»

Скупой платит дважды: переплатив Катару, Польша надеется на «Газпром»

Польская нефтегазовая компания PGNiG подала в Стокгольмский арбитражный суд иск против «Газпрома» по условиям ценообразования в рамках контракта на поставку газа от 1996 года.

Примечательно, что PGNiG требует изменения ценовых условий этого долгосрочного контракта в соответствии c современной ценовой ситуацией на нефтегазовом рынке.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что, несмотря на жесткую линию Польши в отношении России и стремление Варшавы ограничить влияние «Газпрома» на Европу, это техническая ситуация.

«Дело в том, что покупатели российского газа постоянно подают иски на «Газпром» в суд, поскольку в контрактах на поставку газа предусмотрена возможность обращения в международный арбитраж на пересмотр его цены, причем даже оговорена периодичность, когда это возможно, и непосредственно указан суд, который должен разбирать спор», — констатирует Юшков.

По словам Юшкова, все потребители сейчас пользуются этой возможностью, поскольку в настоящее время рынок газа с каждым годом становится все более и более конкурентным.

«Соответственно, учитывая тот факт, что цена на нефть снижается, иностранные компании требуют, чтобы «Газпром» уменьшил им отпускную стоимость своего газа, несмотря на то, что в контрактах прописана привязка к цене на нефть обычно с лагом в полгода. Таким образом, потребители пытаются не упустить момент, поскольку, если стоимость нефти увеличится, то поднимутся и цены на газ, а сейчас нефтяные котировки, судя по всему, находятся на своем дне, поэтому важно воспользоваться моментом», — резюмирует Юшков.

Юшков отмечает, что в этих разбирательствах газовые компании апеллируют также к актуальной стоимости газа, которая имеет место быть на газовых хабах, т.е. площадках, на которых можно купить определенное количество газа. Впрочем, эти объемы не могут быть большими, поэтому нельзя проводить аналогии с контрактами «Газпрома», по которым в Европу поставляется огромное количество газа, но в качестве аргумента для разбирательства в суде и это подойдет.

«Из-за того, что на этих хабах торгуются небольшие объемы, которые зачастую никому не нужны, цены на газ здесь низкие. Поэтому европейские потребители постоянно приводят их в качестве аргумента для торга с «Газпромом», на что российская компания обычно предлагает контрагенту приобрести газ там, что, конечно, невозможно, в результате чего, он идет с требованием в суд», — заключает Юшков.

Так что, таким путем Польша банально пытается добиться себе скидки на газ, и здесь она не одинока – на «Газпром» многие потребители российского газа постоянно подают такие иски в международные арбитражи, тем более, это вполне нормальная практика в коммерческих отношениях подобного рода. Если тебе что-то не нравится, то ты в любой момент можешь попытаться это оспорить.

Также, по мнению Юшкова, здесь нужно отметить следующий момент – на случай, когда цена на нефть падает так низко, как сейчас, в польском контракте, в отличие от немецкого, дополнительные скидки, скорее всего, не прописаны. Из-за этого Варшава вынуждена платить за газ больше, чем Берлин.

Здесь тонкая политика, в которой соединяются, как предложение бывшего польского премьера, а ныне одного из руководителей Евросоюза Дональда Туска создать единого покупателя газа для энергетического рынка Европы, так и угрозы со стороны Польши протянуть газопровод из Норвегии, но, в конечном счете, Варшава в этом случае пытается подтолкнуть «Газпром» заключить досудебное соглашение с польской стороной.

«Газпром», так или иначе, все равно предоставит полякам скидку, но вопрос в том, когда российской компании это будет выгодно сделать, поэтому ситуация вполне может затянуться», — считает Юшков.

Кроме того, нужно вспомнить недавний конфуз поляков с их новым терминалом по приему СПГ, где Польша подписала контракт с Катаром, который оказался гораздо дороже по стоимости, чем аналогичный литовский контракт с норвежской компанией Statoil.

«Эту ситуацию усугубил еще тот факт, что арабы прописали в контракте, что если поляки не успеют достроить терминал к конкретному сроку, то они все равно будут платить за газ. В результате, так и случилось – Катар сейчас отправляет этот газ на азиатский рынок, там дают ему цену ниже, чем по польскому контракту,  а саму разницу оплачивает Варшава», — констатирует Юшков.

Таким образом, необходимо сделать вывод –  поляки, в любом случае, нигде не найдут лучшие условия, чем в «Газпроме», что бы они там ни делали, что бы ни говорили и какие проекты ни предлагали.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики