Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия пока не вынесла решения по «Северному потоку-2»

Еврокомиссия пока не вынесла решения по «Северному потоку-2»

В нынешнем виде проект подводной части газопровода «Северный поток-2» не соответствует законодательству ЕС. Еврокомиссия проводит консультации с юристами для решения вопроса о необходимости такого соответствия.

Еврокомиссия пока не определилась, должен ли морской участок газопровода «Северный поток-2» соответствовать законодательным нормам ЕС.

Так, для оценки ситуации генеральному директорату Европейской комиссии по энергетике пришлось привлекать юристов. В пятницу, 5 февраля, агентство Блумберг со ссылкой на экспертное заключение этого директората сообщило, что «Северный поток-2» рискует нарушить законодательство ЕС.

«Юристы директората дают понять, что в нынешнем виде проект не соответствует законодательству о либерализации энергорынка. К подводной части газопровода „Северный поток-2“, который должен пройти через Балтийское море по акваториям Финляндии, Швеции, Дании и Германии, должны применяться законы ЕС, следует из экспертного заключения генерального директората Европейской комиссии по энергетике. Это противоречит позиции „Газпрома“, который утверждал, что нуждается в разрешении на строительство лишь со стороны этих государств, а не ЕС в целом», — пишет агентство.

«Проект, который „Газпром“ реализует в сотрудничестве с западноевропейскими компаниями, в частности, с немецкой E.On AG и французской Engie, должен соответствовать положениям третьего энергопакета ЕС также на сухопутном участке в Германии. Хотя Евросоюз мог бы действовать более гибко и ввести специальный режим регулирования для „Северного потока-2“, что сократило бы число необходимых проектных изменений, такой сценарий непрост для воплощения и практически не имеет прецедентов в судебной практике», — цитирует Блумберг заключение юристов.

При этом агентство отмечает, что «требование привести проект морской части газопровода в соответствие с положениями ЕС стало бы очередным ударом для „Газпрома“, обвиненного в прошлом году ЕК в злоупотреблении доминирующем положением на рынке». Кроме того, из-за конфликта вокруг требований третьего энергопакета РФ в 2014 году отказалась от строительства газопровода «Южный поток», который должен был придти в Европу по дну Черного моря.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубов газа в год от побережья РФ через Балтийское море до Германии.

Тесный контакт

Между тем, накануне источник, близкий к руководству ЕК, сообщил РИА Новости, что Еврокомиссия находится в контакте с немецкими властями для получения более полной информации о проекте «Северный поток-2». На основе этой информации комиссия планирует сделать вывод о том, до какой степени законодательство ЕС применимо к этому газопроводу.

«Еврокомиссия находится в контакте с Германским энергетическим регулятором, чтобы больше узнать о деталях этого проекта. На этой основе Еврокомиссия сделает свои выводы о степени, до которой законодательство ЕС применяется к проекту „Северный поток-2“, а также о следующих шагах, которые должны быть приняты ЕК», — сообщил источник агентства.

В пятницу же, 5 февраля еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете заявил, что Еврокомиссия оценивает морскую часть проекта на соответствие законодательным нормам, но процесс находится на начальной стадии и для принятия окончательного решения пока недостаточно данных.

Законодательство с особенностями

Реализацией «Северного потока-2» займется специально созданная компания Nord Stream-2 AG, зарегистрированная в Швейцарии в середине 2015 года. Из открытых источников известно, что акционеры компании — «Газпром» (Россия), E.ON Global Commodities SE (Германия), Engi SA (Франция), OMV Nord Stream II Holding AG (Швейцария), Shell BV (Нидерланды) и Wintershall Nederland BV (Нидерланды) — в декабре 2015 года подавали в антимонопольные регуляторы Германии и Польши запросы на согласие на создание совместного предприятия.

Акционеры в своих заявках указывали на то, что создание новой структуры — Nord Stream-2 AG — не приведет к значительному снижению конкуренции на рынке газа Европы. Германский регулятор Bundeskartellamt выдал разрешение уже через несколько дней, а вот польский UOKiK рассматривал заявку месяц и на этой неделе принял решение продлить рассмотрение еще на четыре месяца. UOKiK обосновал свое решение необходимостью проведения «более глубокого анализа сделки».

Маршрут газопровода «Северный поток-2» не затрагивает Польшу, но подача заявки в UOKiK обусловлена спецификой польского законодательства о конкуренции. Дело в том, что по новому закону Польши необходимо подать уведомление о сделке в антимонопольный орган, если речь идет о предприятиях, общий оборот которых в мире свыше 1 миллиарда евро или свыше 50 миллионов евро в Польше.

Но пока речь идет о лишь о разрешениях на создание СП, тогда как акционерам Nord Stream-2 AG придется еще получать одобрение самого проекта строительства. Акционеры проекта, как и Nord Stream-2, отказались ответить на запросы РИА Новости, в ведомства каких стран Европы еще предстоит подать заявления.

Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач так прокомментировал решение польского регулятора продлить рассмотрение заявки: «Польша по своему же закону должна была либо согласовать создание Nord Stream-2 в течение одного месяца, либо под предлогом более глубокого изучения взять дополнительное время (4 месяца) на изучение вопроса. После должно быть решение».

«Очевидно, что создание в Швейцарии компании по строительству газопровода никак не ограничивает конкуренцию на рынке газа Польши (а само строительство даже увеличивает, создавая дополнительные возможности для перетока газа со стороны Германии). То есть найти легальные основания для отказа практически нереально. Если они откажут необоснованно, то получат судебный иск от Nord Stream-2 и его акционеров. Если одобрят, им будет гораздо сложнее оспаривать само строительство в юридическом поле», — считает Гривач.

Таким образом, Гривач не исключил, что Польша в дальнейшем будет оспаривать само строительство газопровода. А подачу заявки акционерами проекта в антимонопольный орган Польши эксперт объяснил так: «Возможно, для того, чтобы сразу перевести разговор с Польшей из политической плоскости в юридическую, где у Варшавы шансов нет, что показали суды по первому „Северному потоку“. Польша занимается искусственной политизацией проекта из-за склонности к ведению антироссийской политики. Возможно, еще и надеются что-то выторговать у Германии и России».

Действительно, судебный прецендент с Польшей по «Северному потоку» уже был. Так, в декабре 2015 года суд немецкого города Гамбург отклонил иск Польши по перестройке отрезка газопровода Nord Stream, который блокирует развитие польских портов в Щецине и Свиноусти. Польша через суд пыталась добиться перестройки отрезка газопровода таким образом, чтобы с морского пути в польские порты могли плавать суда с более глубокой осадкой.

Источник: РИА Новости, 05.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики