Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война с драконами

Война с драконами

Как западные компании пытаются вычеркнуть китайские из российских приватизационных планов

Одной из главных интриг развития российской экономики становится процесс приватизации. Он неожиданно для многих набирает обороты. Правительство определяет список компаний, а президент озвучил правила, по которым должна пройти продажа государственных активов.

Важный вопрос — участие в этом процессе нерезидентов. Дорогу им никто не закрывает — они могут создавать юрлица на российской территории и через них участвовать в приватизации. Вопрос в том, нужны ли им российские активы?

Очень даже нужны. Российские компании недооценены, а перспективы их развития масштабны. Политика не должна вводить в заблуждение. Серьезный бизнес всегда должен думать на несколько шагов вперед. И Россия остается для западных компаний значимым рынком. Но политику вполне можно использовать в коммерческих интересах. Скажем, если вы пытаетесь создать серьезные трудности под политическим предлогом, то можете рассчитывать, что активы в этой стране подешевеют, и их можно будет в перспективе взять с дисконтом.

Тогда понятно, почему на Западе санкции воспринимаются как путь к неизбежному краху российской экономики. Это попытка выдать желаемое за действительное. Очень хочется, чтобы так оно и было. Известное выступление Обамы про разорванную в клочья экономику России в этом плане весьма показательно — оно полностью отражает восприятие ситуации западной элитой. Запад рисует Россию страной, лишенной доступа к кредитам, к ранкам сбыта и современным технологиям.

Никто не отрицает, что санкции негативно сказываются на нашей экономке. Однако мы уже два года живем в условиях санкций, и до коллапса, мягко говоря, очень далеко. Прежде всего потому, что тотальная экономическая изоляция России является фантомом.

Если бы удалось сделать из России автаркию, то тогда бы последствия действительно были бы самыми печальными. Но в реальности, конечно, говорить об экономической изоляции России не приходится. Одним из выходов из ситуации стала более тесная кооперация России с азиатскими странами. Тактика очевидная, но полезная. Запад не верил в то, что Россия может использовать поворот на Восток как фактор привлечения азиатских инвестиций. Однако этот процесс идет. Может, не так быстро, как нам бы хотелось. Но идет. Оказалось, что китайские и индийские компании готовы выступать инвесторами на российской территории. Среди последних сделок — подписание НОВАТЭКом и китайским Фондом Шелкового пути (SRF) договор купли-продажи 9,9% в проекте «Ямал СПГ». Учитывая уже имеющуюся долю у CNPC (20%), всего у китайцев будет 29,9% в проекте, что больше, чем у французов из Total (20%). Индийские компании Indian Oil Corp. и Oil India ведут переговоры с «Роснефтью» о покупке 29% в «Таас-Юрях нефтегазодобыче». Рассматривается вариант привлечения индийских и китайских компаний в Ванкорский проект.

Но самой громкой сделкой можно признать решение китайской Sinopec приобрести 10% акций СИБУРа. Эта частная компания вообще активно развивает кооперацию с китайцами, прежде всего, по каучукам. С учетом китайских акционеров стоит ожидать дальнейшего увеличения экспорта продукции СИБУРа в Китай. На китайский рынок будет ориентирована продукция Амурского газохимического комплекса, который СИБУР планирует строить на сырье «Силы Сибири» (возможно, китайцам предложат купить долю и в этом заводе непосредственно). Аналогичный процесс будет идти с нефтехимической продукцией проекта «Роснефти» ВНХК, где контрольный пакет также будет продан китайцам из компании ChemChina.

Эти сделки, кстати, неслучайно происходят в нефтехимии. Глубокая переработка углеводородов, которая происходит в нефтехимии, является соблазнительным куском российской экономики.

Успешные сделки с азиатскими компаниям делают их фаворитами и для участия в «большой приватизации» в России. А это полностью меняет расклад. Одна история — когда экономика вроде как разрушена, а активы воспринимаются как заслуженная добыча. И совсем другая — когда тебе найдена эффективная альтернатива. Что создает ситуацию конкуренции, а не триумфа санкций. Это вполне может заставлять нервничать. Отсюда и начавшиеся информационные войны, когда сюжеты вроде кредитования СИБУРа государством прокручиваются по кругу уже несколько раз. Думается, что вокруг многих российских активов сейчас будут устраиваться подобные скандалы. Происхождение их понятно — если активы уходят в другую строну, как в случае с появлением китайских собственников в СИБУРе, нужно этот процесс остановить.

Все это не является удивительным. Думаю, что нам стоит ждать новых «вбросов» про российские компании. Впрочем, приватизация на условиях реальной конкуренции не бывает беспроблемной.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ИА REGNUM, 12.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики