Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Проект газопровода «Северный поток-2» стал поводом для разногласий Германии и США. По мнению эксперта в сфере энергетической безопасности Алексея Гривача, проект теснее свяжет Европу с Россией, а этого Штаты допустить не хотят.

«Северный поток-2» (СП-2) стал поводом для разногласий в Евросоюзе, на дискуссию пытаются повлиять США. Россия, предлагая проект, намерена исключить перебои в поставках газа по вине непредсказуемого транзитера — Украины. Берлин — «за» такое решение вопроса. Однако это не устраивает Брюссель, Польшу и Вашингтон.

Еврокомиссия считает, что увеличение доли присутствия «Газпрома» в Европе приведет к возможности давления Москвы в политических и энергетических вопросах. На этом фоне появился проект закона о проверке соглашений по газу, который ЕК, как ожидается, представит 16 февраля.

Польша яростно сопротивляется появлению новой магистрали, идущей в обход ее территории. Этим, по словам экспертов, и объясняется позиция Варшавы, ведь конечный маршрут СП-2 — Германия. 

Вашингтон всячески пытается повлиять на ход дискуссии о СП-2, опасаясь потерять свое влияние на Евросоюз. Немецкий посол в Вашингтоне Питер Виттиг напомнил Штатам, что «есть вопросы, которые европейцам следует решать самостоятельно». По словам дипломата, американцы подхватили страхи других европейских стран и пытаются из этого извлечь пользу.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает позицию Польши и США чрезмерно политизированной.

«Обвиняя Россию в том, что она якобы пытается с помощью „Северного потока-2“ реализовать политический проект, ее оппоненты занимаются политиканством. Польша сама является транзитером российского газа через трубу „Ямал-Европа“ в направлении Германии. Польше предлагали развивать этот маршрут, строить вторую нитку. Она отказалась, а теперь пытается сказать, что проект обходит Польшу и создает риски. Но это ведь не так. Что касается США, то надо понимать, что газ — это серьезный пласт сотрудничества России и Европы. И США боятся, что им не удастся ослабить эти связи», — сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.

Ситуация, по его словам, напоминает ту, что поначалу сложилась с проектом «Северный поток-1». Однако он был реализован и достаточно успешно функционирует.

«Проект решил много задач по энергетической безопасности Европы по снижению транзитных рисков, связанных с Украиной и диверсификацией маршрутов поставок. Более того, он сыграл серьезную роль в развитии притоков между странами ЕС с развитием инфраструктуры внутри Евросоюза. „Северный поток-2“ развивает это направление, окончательно снимает транзитные риски, и в то же время создает определенную стабильность и предсказуемость газоснабжения севера Западной Европы», — отметил эксперт.

По его словам, некоторые еврочиновники пытаются представить, что «Северный поток-2» — это проект России и Германии, но это несколько ложное представление.

«Действительно, Германия является важным партнером в этой истории, но это трансъевропейский проект. Консорциум Nord Stream AG включает все основные энергетические компании Европы. Это серьезный европейский энергетический кулак, который должен обеспечить энергетическую безопасность Европы», — подчеркнул Алексей Гривач.

Он считает, что проект закона о проверке соглашений по газу, который представит Еврокомиссия, это очередная попытка лишить страны Евросоюза возможности самостоятельно реализовывать энергетическую политику.

«Еврокомиссия не имеет полномочий по определению энергетической политики государств. Но, приняв этот закон, она шаг за шагом через нагнетание истерии, через механизмы создания общего рынка, пытается забрать эту часть суверенитета у стран-членов, у национальных правительств, обязав их согласовывать все шаги в сфере энергетики», — заключил Алексей Гривач.

Источник: РИА Новости, 16.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики