Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Проект газопровода «Северный поток-2» стал поводом для разногласий Германии и США. По мнению эксперта в сфере энергетической безопасности Алексея Гривача, проект теснее свяжет Европу с Россией, а этого Штаты допустить не хотят.

«Северный поток-2» (СП-2) стал поводом для разногласий в Евросоюзе, на дискуссию пытаются повлиять США. Россия, предлагая проект, намерена исключить перебои в поставках газа по вине непредсказуемого транзитера — Украины. Берлин — «за» такое решение вопроса. Однако это не устраивает Брюссель, Польшу и Вашингтон.

Еврокомиссия считает, что увеличение доли присутствия «Газпрома» в Европе приведет к возможности давления Москвы в политических и энергетических вопросах. На этом фоне появился проект закона о проверке соглашений по газу, который ЕК, как ожидается, представит 16 февраля.

Польша яростно сопротивляется появлению новой магистрали, идущей в обход ее территории. Этим, по словам экспертов, и объясняется позиция Варшавы, ведь конечный маршрут СП-2 — Германия. 

Вашингтон всячески пытается повлиять на ход дискуссии о СП-2, опасаясь потерять свое влияние на Евросоюз. Немецкий посол в Вашингтоне Питер Виттиг напомнил Штатам, что «есть вопросы, которые европейцам следует решать самостоятельно». По словам дипломата, американцы подхватили страхи других европейских стран и пытаются из этого извлечь пользу.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает позицию Польши и США чрезмерно политизированной.

«Обвиняя Россию в том, что она якобы пытается с помощью „Северного потока-2“ реализовать политический проект, ее оппоненты занимаются политиканством. Польша сама является транзитером российского газа через трубу „Ямал-Европа“ в направлении Германии. Польше предлагали развивать этот маршрут, строить вторую нитку. Она отказалась, а теперь пытается сказать, что проект обходит Польшу и создает риски. Но это ведь не так. Что касается США, то надо понимать, что газ — это серьезный пласт сотрудничества России и Европы. И США боятся, что им не удастся ослабить эти связи», — сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.

Ситуация, по его словам, напоминает ту, что поначалу сложилась с проектом «Северный поток-1». Однако он был реализован и достаточно успешно функционирует.

«Проект решил много задач по энергетической безопасности Европы по снижению транзитных рисков, связанных с Украиной и диверсификацией маршрутов поставок. Более того, он сыграл серьезную роль в развитии притоков между странами ЕС с развитием инфраструктуры внутри Евросоюза. „Северный поток-2“ развивает это направление, окончательно снимает транзитные риски, и в то же время создает определенную стабильность и предсказуемость газоснабжения севера Западной Европы», — отметил эксперт.

По его словам, некоторые еврочиновники пытаются представить, что «Северный поток-2» — это проект России и Германии, но это несколько ложное представление.

«Действительно, Германия является важным партнером в этой истории, но это трансъевропейский проект. Консорциум Nord Stream AG включает все основные энергетические компании Европы. Это серьезный европейский энергетический кулак, который должен обеспечить энергетическую безопасность Европы», — подчеркнул Алексей Гривач.

Он считает, что проект закона о проверке соглашений по газу, который представит Еврокомиссия, это очередная попытка лишить страны Евросоюза возможности самостоятельно реализовывать энергетическую политику.

«Еврокомиссия не имеет полномочий по определению энергетической политики государств. Но, приняв этот закон, она шаг за шагом через нагнетание истерии, через механизмы создания общего рынка, пытается забрать эту часть суверенитета у стран-членов, у национальных правительств, обязав их согласовывать все шаги в сфере энергетики», — заключил Алексей Гривач.

Источник: РИА Новости, 16.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики