Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин и Миллер предлагают играть в темную

Сечин и Миллер предлагают играть в темную

Главы крупнейших компаний попросили смягчить для них требования по госзакупкам

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин направили на имя главы правительства РФ Дмитрия Медведева письмо, в котором предложили пересмотреть отдельные нормы действующего федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» (Закон о госзакупках), касающиеся деятельности госпредприятий, работающих в топливно-энергетической сфере.

Если конкретнее — речь о том, чтобы позволить лидерам рынка ТЭК не оглядываться на установленные указанным законом нормы тогда, когда речь идет о сделках с недвижимостью, финансами, а также внутриотраслевых. Аргумент при этом был приведен нехитрый — сама специфика деятельности топливно-энергетических монстров делает точное исполнение норм Закона о госзакупках невозможным — с отдельными контрагентами эти компании работают уже долгие годы как раз таки ввиду предельно узкой специфики заказов. Закон же требует с определенной периодичностью объявлять конкурсы, финал которых предсказуем.

Специфика диктует

При этом сам факт открытой публикации конкурсных сведений, а также размещение информации о параметрах сделок и их стоимости «провоцирует рост стоимости привлекаемых кредитов и оказывает существенное влияние на российский финансовый рынок, вызывая изменения котировок валют и ставок заимствований спекулятивного характера», указано в письме, которое уже стало достоянием прессы.

Нефтегазовые компании, отмечается в обращении, опять же в силу специфики своей работы все вопросы, связанные с недвижимостью, решают также на постоянной основе. Дело в том, что при выборе мест для обустройства месторождений или геологической разведки компании ТЭК опираются исключительно на проектные разработки, а также учитывают географические факторы и действующие законодательные нормы использования территорий.

Все вышеуказанное, добавляют авторы письма, по определению не дает заказчикам особой возможности выбирать. Однако закон требует соблюдения формальностей, которые лишь отнимают время и ощутимым бременем ложатся на бюджет компаний, что кажется особенным излишеством на фоне действующих санкций.

Среди приведенных Миллером и Сечиным аргументов в пользу корректировки действующего Закона о госзакупках, помимо экономических, есть и политический: Запад ведь тоже не дремлет, а чрезмерная открытость информации по сделкам компаний, входящих в санкционный список, влечет за собой понятные риски: контрольные органы США и Евросоюза смогут брать интересующую их информацию из открытых источников и проверять, как «Газпром» или «Роснефть» соблюдают режим санкций. Эта же информация, в свою очередь, может послужить для них поводом ужесточить уже принятые меры.

И уж точно, настаивают главы крупнейших компаний ТЭК, необходимо из-под действия ныне действующего Закона о госзакупках вывести их внутренние сделки (между компаниями в топливно-энергетической сфере), поскольку они в любом случае рыночными не являются, предусматривают перемещение материальных ценностей внутри одного субъекта хозяйственной деятельности, но при этом также требуют на сегодняшний день определенных формальных процедур и затрат.

К слову, попытка призвать правительство пересмотреть нынешние нормы госзакупок предпринималась «акулами» ТЭК и ранее. Не далее как осенью Игорь Сечин обращался к премьеру Медведеву с предложением разрешить не публиковать компаниям в конкурсной документации начальную цену закупок узкоспецифического, уникального и технически сложного оборудования. Такая мера, настаивал он, помогла бы избегать случаев ценового сговора. Впрочем, понимания аргументация Сечина в правительстве не нашла.

В частности, в Минэкономразвития рекомендовали отклонить инициативу главы «Роснефти» на том основании, что такая поправка позволила бы и другим компаниям отрасли совершенно произвольно отклонять заявки конкурсантов, произвольно ссылаясь на слишком высокую цену.

Не искушать напрасно

О судьбе нового письма пока известно немного. По информации из Дома правительства, премьер Дмитрий Медведев уже изучил поступившее по его душу совместное обращение Игоря Сечина и Алексея Миллера. Изучил — и спустил своему заму Игорю Шувалову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. В отведенный срок они должны будут выработать предложения по совершенствованию действующего закона.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и министр экономического развития России Алексей Улюкаев

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Фото: Илья Питалев/ТАСС

«С авторами письма можно согласиться в том, что далеко не всегда экономия средств при формировании госзакупок бывает оправданной или вообще возможной, — заметил в комментарии "Русской планете" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Закон требует выбирать по итогам конкурсов подрядчиков, готовых предложить наименьшую цену. Но объективная ситуация в сфере ТЭК обстоит сегодня таким образом, что многие образцы узкоспецифической продукции может выпускать лишь ограниченное число предприятий, когда порой просто выбирать бывает не из кого. И потому "Газпром" или "Роснефть" по ряду высокотехнологических направлений просто вынуждены годами работать с одними и теми же компаниями-подрядчиками. И конкурсы в таком случае действительно становятся формальностью».

Впрочем, оговорился эксперт, некоторые возможные послабления для компаний ТЭК должны быть предложены в разумных рамках, поскольку далеко не все виды осуществляемых ими сделок можно оценивать в категориях уникальности и эксклюзива.

Как бы то ни было, поступившие в адрес правительства оргпредложения со стороны «Газпрома» и «Роснефти» должны стать основой для серьезной работы, в результате которой, как представляется, должны быть определены правила особого порядка конкурсной деятельности.

Но совсем «закрываться от мира», кивая на санкции и «специфику работы»? Вот это, пожалуй, лишнее. Чем более закрытой является структура, тем больше она сама для себя открывает возможностей для злоупотреблений — всевозможных схем отмывания и вывода государственных денег. Все схемы эти давно известны, и действующий Закон о госзакупках, каким бы несовершенным он ни был, все же худо-бедно, но следит за их пресечением. А игра в темную, которую предлагают главы компаний-гигантов, — это фактический карт-бланш для коррупции.

Автор: Виктор Мартынюк

Источник: Русская планета, 18.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики