|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин и Миллер предлагают играть в темную Сечин и Миллер предлагают играть в темнуюГлавы крупнейших компаний попросили смягчить для них требования по госзакупкамПредседатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин направили на имя главы правительства РФ Дмитрия Медведева письмо, в котором предложили пересмотреть отдельные нормы действующего федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» (Закон о госзакупках), касающиеся деятельности госпредприятий, работающих в топливно-энергетической сфере. Если конкретнее — речь о том, чтобы позволить лидерам рынка ТЭК не оглядываться на установленные указанным законом нормы тогда, когда речь идет о сделках с недвижимостью, финансами, а также внутриотраслевых. Аргумент при этом был приведен нехитрый — сама специфика деятельности топливно-энергетических монстров делает точное исполнение норм Закона о госзакупках невозможным — с отдельными контрагентами эти компании работают уже долгие годы как раз таки ввиду предельно узкой специфики заказов. Закон же требует с определенной периодичностью объявлять конкурсы, финал которых предсказуем. Специфика диктуетПри этом сам факт открытой публикации конкурсных сведений, а также размещение информации о параметрах сделок и их стоимости «провоцирует рост стоимости привлекаемых кредитов и оказывает существенное влияние на российский финансовый рынок, вызывая изменения котировок валют и ставок заимствований спекулятивного характера», указано в письме, которое уже стало достоянием прессы. Нефтегазовые компании, отмечается в обращении, опять же в силу специфики своей работы все вопросы, связанные с недвижимостью, решают также на постоянной основе. Дело в том, что при выборе мест для обустройства месторождений или геологической разведки компании ТЭК опираются исключительно на проектные разработки, а также учитывают географические факторы и действующие законодательные нормы использования территорий. Все вышеуказанное, добавляют авторы письма, по определению не дает заказчикам особой возможности выбирать. Однако закон требует соблюдения формальностей, которые лишь отнимают время и ощутимым бременем ложатся на бюджет компаний, что кажется особенным излишеством на фоне действующих санкций. Среди приведенных Миллером и Сечиным аргументов в пользу корректировки действующего Закона о госзакупках, помимо экономических, есть и политический: Запад ведь тоже не дремлет, а чрезмерная открытость информации по сделкам компаний, входящих в санкционный список, влечет за собой понятные риски: контрольные органы США и Евросоюза смогут брать интересующую их информацию из открытых источников и проверять, как «Газпром» или «Роснефть» соблюдают режим санкций. Эта же информация, в свою очередь, может послужить для них поводом ужесточить уже принятые меры. И уж точно, настаивают главы крупнейших компаний ТЭК, необходимо из-под действия ныне действующего Закона о госзакупках вывести их внутренние сделки (между компаниями в топливно-энергетической сфере), поскольку они в любом случае рыночными не являются, предусматривают перемещение материальных ценностей внутри одного субъекта хозяйственной деятельности, но при этом также требуют на сегодняшний день определенных формальных процедур и затрат. К слову, попытка призвать правительство пересмотреть нынешние нормы госзакупок предпринималась «акулами» ТЭК и ранее. Не далее как осенью Игорь Сечин обращался к премьеру Медведеву с предложением разрешить не публиковать компаниям в конкурсной документации начальную цену закупок узкоспецифического, уникального и технически сложного оборудования. Такая мера, настаивал он, помогла бы избегать случаев ценового сговора. Впрочем, понимания аргументация Сечина в правительстве не нашла. В частности, в Минэкономразвития рекомендовали отклонить инициативу главы «Роснефти» на том основании, что такая поправка позволила бы и другим компаниям отрасли совершенно произвольно отклонять заявки конкурсантов, произвольно ссылаясь на слишком высокую цену. Не искушать напрасноО судьбе нового письма пока известно немного. По информации из Дома правительства, премьер Дмитрий Медведев уже изучил поступившее по его душу совместное обращение Игоря Сечина и Алексея Миллера. Изучил — и спустил своему заму Игорю Шувалову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. В отведенный срок они должны будут выработать предложения по совершенствованию действующего закона. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Фото: Илья Питалев/ТАСС «С авторами письма можно согласиться в том, что далеко не всегда экономия средств при формировании госзакупок бывает оправданной или вообще возможной, — заметил в комментарии "Русской планете" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Закон требует выбирать по итогам конкурсов подрядчиков, готовых предложить наименьшую цену. Но объективная ситуация в сфере ТЭК обстоит сегодня таким образом, что многие образцы узкоспецифической продукции может выпускать лишь ограниченное число предприятий, когда порой просто выбирать бывает не из кого. И потому "Газпром" или "Роснефть" по ряду высокотехнологических направлений просто вынуждены годами работать с одними и теми же компаниями-подрядчиками. И конкурсы в таком случае действительно становятся формальностью». Впрочем, оговорился эксперт, некоторые возможные послабления для компаний ТЭК должны быть предложены в разумных рамках, поскольку далеко не все виды осуществляемых ими сделок можно оценивать в категориях уникальности и эксклюзива. Как бы то ни было, поступившие в адрес правительства оргпредложения со стороны «Газпрома» и «Роснефти» должны стать основой для серьезной работы, в результате которой, как представляется, должны быть определены правила особого порядка конкурсной деятельности. Но совсем «закрываться от мира», кивая на санкции и «специфику работы»? Вот это, пожалуй, лишнее. Чем более закрытой является структура, тем больше она сама для себя открывает возможностей для злоупотреблений — всевозможных схем отмывания и вывода государственных денег. Все схемы эти давно известны, и действующий Закон о госзакупках, каким бы несовершенным он ни был, все же худо-бедно, но следит за их пресечением. А игра в темную, которую предлагают главы компаний-гигантов, — это фактический карт-бланш для коррупции. Автор: Виктор Мартынюк Источник: Русская планета, 18.02.2016 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Литий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |