Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин и Миллер предлагают играть в темную

Сечин и Миллер предлагают играть в темную

Главы крупнейших компаний попросили смягчить для них требования по госзакупкам

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин направили на имя главы правительства РФ Дмитрия Медведева письмо, в котором предложили пересмотреть отдельные нормы действующего федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» (Закон о госзакупках), касающиеся деятельности госпредприятий, работающих в топливно-энергетической сфере.

Если конкретнее — речь о том, чтобы позволить лидерам рынка ТЭК не оглядываться на установленные указанным законом нормы тогда, когда речь идет о сделках с недвижимостью, финансами, а также внутриотраслевых. Аргумент при этом был приведен нехитрый — сама специфика деятельности топливно-энергетических монстров делает точное исполнение норм Закона о госзакупках невозможным — с отдельными контрагентами эти компании работают уже долгие годы как раз таки ввиду предельно узкой специфики заказов. Закон же требует с определенной периодичностью объявлять конкурсы, финал которых предсказуем.

Специфика диктует

При этом сам факт открытой публикации конкурсных сведений, а также размещение информации о параметрах сделок и их стоимости «провоцирует рост стоимости привлекаемых кредитов и оказывает существенное влияние на российский финансовый рынок, вызывая изменения котировок валют и ставок заимствований спекулятивного характера», указано в письме, которое уже стало достоянием прессы.

Нефтегазовые компании, отмечается в обращении, опять же в силу специфики своей работы все вопросы, связанные с недвижимостью, решают также на постоянной основе. Дело в том, что при выборе мест для обустройства месторождений или геологической разведки компании ТЭК опираются исключительно на проектные разработки, а также учитывают географические факторы и действующие законодательные нормы использования территорий.

Все вышеуказанное, добавляют авторы письма, по определению не дает заказчикам особой возможности выбирать. Однако закон требует соблюдения формальностей, которые лишь отнимают время и ощутимым бременем ложатся на бюджет компаний, что кажется особенным излишеством на фоне действующих санкций.

Среди приведенных Миллером и Сечиным аргументов в пользу корректировки действующего Закона о госзакупках, помимо экономических, есть и политический: Запад ведь тоже не дремлет, а чрезмерная открытость информации по сделкам компаний, входящих в санкционный список, влечет за собой понятные риски: контрольные органы США и Евросоюза смогут брать интересующую их информацию из открытых источников и проверять, как «Газпром» или «Роснефть» соблюдают режим санкций. Эта же информация, в свою очередь, может послужить для них поводом ужесточить уже принятые меры.

И уж точно, настаивают главы крупнейших компаний ТЭК, необходимо из-под действия ныне действующего Закона о госзакупках вывести их внутренние сделки (между компаниями в топливно-энергетической сфере), поскольку они в любом случае рыночными не являются, предусматривают перемещение материальных ценностей внутри одного субъекта хозяйственной деятельности, но при этом также требуют на сегодняшний день определенных формальных процедур и затрат.

К слову, попытка призвать правительство пересмотреть нынешние нормы госзакупок предпринималась «акулами» ТЭК и ранее. Не далее как осенью Игорь Сечин обращался к премьеру Медведеву с предложением разрешить не публиковать компаниям в конкурсной документации начальную цену закупок узкоспецифического, уникального и технически сложного оборудования. Такая мера, настаивал он, помогла бы избегать случаев ценового сговора. Впрочем, понимания аргументация Сечина в правительстве не нашла.

В частности, в Минэкономразвития рекомендовали отклонить инициативу главы «Роснефти» на том основании, что такая поправка позволила бы и другим компаниям отрасли совершенно произвольно отклонять заявки конкурсантов, произвольно ссылаясь на слишком высокую цену.

Не искушать напрасно

О судьбе нового письма пока известно немного. По информации из Дома правительства, премьер Дмитрий Медведев уже изучил поступившее по его душу совместное обращение Игоря Сечина и Алексея Миллера. Изучил — и спустил своему заму Игорю Шувалову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. В отведенный срок они должны будут выработать предложения по совершенствованию действующего закона.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и министр экономического развития России Алексей Улюкаев

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Фото: Илья Питалев/ТАСС

«С авторами письма можно согласиться в том, что далеко не всегда экономия средств при формировании госзакупок бывает оправданной или вообще возможной, — заметил в комментарии "Русской планете" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Закон требует выбирать по итогам конкурсов подрядчиков, готовых предложить наименьшую цену. Но объективная ситуация в сфере ТЭК обстоит сегодня таким образом, что многие образцы узкоспецифической продукции может выпускать лишь ограниченное число предприятий, когда порой просто выбирать бывает не из кого. И потому "Газпром" или "Роснефть" по ряду высокотехнологических направлений просто вынуждены годами работать с одними и теми же компаниями-подрядчиками. И конкурсы в таком случае действительно становятся формальностью».

Впрочем, оговорился эксперт, некоторые возможные послабления для компаний ТЭК должны быть предложены в разумных рамках, поскольку далеко не все виды осуществляемых ими сделок можно оценивать в категориях уникальности и эксклюзива.

Как бы то ни было, поступившие в адрес правительства оргпредложения со стороны «Газпрома» и «Роснефти» должны стать основой для серьезной работы, в результате которой, как представляется, должны быть определены правила особого порядка конкурсной деятельности.

Но совсем «закрываться от мира», кивая на санкции и «специфику работы»? Вот это, пожалуй, лишнее. Чем более закрытой является структура, тем больше она сама для себя открывает возможностей для злоупотреблений — всевозможных схем отмывания и вывода государственных денег. Все схемы эти давно известны, и действующий Закон о госзакупках, каким бы несовершенным он ни был, все же худо-бедно, но следит за их пресечением. А игра в темную, которую предлагают главы компаний-гигантов, — это фактический карт-бланш для коррупции.

Автор: Виктор Мартынюк

Источник: Русская планета, 18.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики