Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Эр-Рияд хоронят ОПЕК

Москва и Эр-Рияд хоронят ОПЕК

Договоренности о заморозке добычи нефти формируют «новую ОПЕК»

Соглашение об ограничении добычи нефти на деле еще далеко от осуществления. Эксперты предупреждают, что если оно так и не будет воплощено в жизнь, то рынок окончательно перестанет верить во влияние производителей нефти на ситуацию и цены на нефть полностью перейдут под контроль спекулянтов. Зато уже можно с уверенностью говорить о конце ОПЕК как института и создании нового картеля — уже с участием России. 

Инициатором заморозки была Венесуэла, заявил Яновский. Венесуэльский президент Николас Мадуро в пятницу даже назвал соглашение историческим. Также он сообщил, что в ближайшее время направит членам ОПЕК и странам-нефтепроизводителям, не входящим в картель, конкретные предложения по стабилизации механизмов ценообразования на нефтяных рынках. По словам Мадуро, необходимо, чтобы рынками и ценами управляли экспортеры нефти, а не спекулянты.

Соглашение о заморозке уровня добычи поддержали ряд стран ОПЕК (Эквадор, Алжир, Нигерия и Кувейт), а также Оман, не входящий в картель. Больше всего опасений вызывала позиция Ирана, который после снятия западных санкций начал наращивать добычу и экспорт (только в январе Исламская Республика нарастила добычу на 0,4 млн баррелей в сутки). При этом Иран еще в прошлом году предупреждал, что намерен увеличить добычу на 1 млн баррелей и восстановить потерянные за период санкций позиции на нефтяных рынках. Однако в среду Иран заявил, что поддерживает идею о заморозке добычи.

Глава российского Минэнерго Александр Новак в интервью программе «Вести в субботу» заявил, что, если рынок не получит новых объемов нефти, дисбаланс спроса и производства сократится как минимум на 1,3 млн баррелей в сутки. Также министр отметил, что цена в $50 за баррель устроила бы всех. 

Тем не менее переговоры по этому вопросу еще не закончились, и формально соглашение не заключено. Как сообщил Новак, консультации со всеми производителями должны завершиться к 1 марта. При этом, как говорил на Красноярском форуме Анатолий Яновский, какого-то юридически обязывающего документа, скорее всего, не будет — договоренности носят добровольный характер.

Фактически это означает, что любая страна, согласившаяся заморозить добычу, может в любой момент отказаться от своих слов.

И предпосылки к этому уже есть. Во-первых, эксперты сомневаются в том, что Иран действительно пойдет на заморозку добычи — страна форсированными темпами наращивает добычу и экспорт, запуская проекты, остановленные на время санкций. Также в пятницу РИА «Новости» со ссылкой на прогнозы Fitch писало, что согласованные действия производителей по заморозке весьма сомнительны. Reuters со ссылкой на источники в четверг передавало, что тот же Иран готов пойти на заморозку производства лишь в том случае, если страны, нарастившие добычу за период санкций в отношении ИРИ (в частности, Саудовская Аравия), снизят ее, а сам Иран выйдет на досанкционный уровень (около 4 млн баррелей в день).

Не осталась в стороне и Россия. Минэнерго РФ в четверг заявило, что договоренности с ОПЕК не исключают роста добычи нефти в РФ в 2016 году на 1,9%.

Дело в том, что по соглашению добыча фиксировалась на 11 января. Как отметил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, на этот момент прирост добычи составлял 1,9%. «У нас есть тенденция роста добычи, и мы можем ее сохранить», — отметил чиновник.

Формально это не будет нарушать договоренность, однако фактически Россия в текущем году увеличит добычу по сравнению с 2015 годом, что вряд ли положительно скажется на нефтяных ценах. Впрочем, эксперты рынка и ранее отмечали, что на 11 января пик нефтедобычи пришелся не только в России, так что производители, договорившись о заморозке, в действительности не слишком себя ограничивают. Forbes, кстати, уже назвал договор производителей нефти «пустым и циничным» жестом, который приведет лишь к ложному повышению цены, которое долго не продержится.

Важным фактором также является согласие Ирака, тоже являющегося крупным производителем и экспортером нефти (эта страна добывает около 4 млн баррелей в сутки и более трех четвертей этих объемов экспортирует), отмечает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. Но как раз для Ирака заморозка добычи, по словам Кокина, будет относительно безболезненной, так как сейчас зарубежные компании, работающие на иракских месторождениях, сократили инвестиции.

«А вот Иран в текущей ситуации на заморозку добычи не пойдет, иначе зачем он так долго добивался отмены санкций, — говорит эксперт. — Вероятно, Иран будет разговаривать о фиксировании уровня производства лишь после того, как нарастит добычу и экспорт еще на 0,5–0,7 млн баррелей в день».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также уверен, что Ирану будет предоставлена определенная квота для восстановления уровня добычи — иначе иранцы действительно не согласятся поддержать инициативу.

«И реализовывать соглашение о заморозке сейчас нужно крайне аккуратно — любое несоблюдение договоренностей обрушит все, — предупреждает глава ФНЭБ. — Рынок перестанет верить в хоть какое-то влияние переговоров нефтепроизводителей на баланс спроса и предложения и, соответственно, цены. И тогда рынок окончательно перейдет под контроль спекулянтов».

Предварительная договоренность о заморозке добычи фактически подводит черту под деятельностью ОПЕК как института. Недаром Россия начала вести переговоры не с Организацией стран — экспортеров нефти, а с отдельными странами. По словам Симонова, сейчас формируется «новая ОПЕК» — с участием стран, ранее не входящих в картель (в первую очередь как раз России).

В существующем виде ОПЕК себя дискредитировала, так как давно уже не соблюдает собственные квоты. Так, в январе страны картеля, согласно данным самой же ОПЕК, в совокупности добывали более 32 млн баррелей в день, тогда как лимит был установлен на уровне 30 млн баррелей.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 20.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики