Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские эксперты: «Северный поток-2» вряд ли будет реализован

Российские эксперты: «Северный поток-2» вряд ли будет реализован

Задуманный «Газпромом» совместно с европейскими партнерами проект расширения «Северного потока» рискует «разбиться» о политические и финансовые препятствия, считают эксперты в России.

Перспективы строительства двух ниток газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря в не меньшей степени связаны с политикой, чем с экономикой. Единого мнения относительно нового проекта в европейских странах нет. Брюссель настроен по отношению к нему, скорее, негативно, несмотря на то, что «Газпром» снизил свою долю участия в проектной компании Nord Stream 2 ниже контрольной. А как российские эксперты расценивают необходимость строительства «Северного потока-2» и шансы на его реализацию?

Для чего «Северный поток-2» нужен России

Однозначного ответа на вопрос о том, кому проект больше нужен — России или Евросоюзу — у экспертов нет. Несмотря на то, что представители российской стороны неоднократно заявляли о том, что «Северный поток-2» лишь призван «обеспечить высокую надежность поставок российского газа в Европу» (так говорится, в частности, на официальном сайте «Газпрома»), западные партнеры уверены в том, что реальный мотив Москвы — нанести удар по Украине, отказавшись от ее услуг в качестве транзитера.

С этим отчасти согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Россия хочет сократить зависимость от украинского транзита. В 2015 году через Украину прошло 67,1 млрд кубов российского газа. Теоретически если загрузить „Северный поток-2“ на полную мощность, то есть на 55 млрд кубометров, то остающийся объем (12,1 млрд) можно будет реализовать через дозагрузку первого „Северного потока“ (в прошлом году он оставался недозагруженным на 15,9 млрд кубометров)». Однако же, подчеркивает эксперт, это возможно лишь в чистом эксперименте. На деле оба «Северных потока» едва ли смогут быть загружены на 100 процентов из-за проблем с выполнением европейского энергетического и антимонопольного законодательства.

А пока «даже при нынешних отношениях Москвы и Киева украинский транзит растет», — указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, в феврале «Газпром» увеличил объемы транзита через Украину в Словакию, после чего они достигли самого высокого уровня за последние четыре года. «Сегодня через Украину идет примерно половина европейского экспорта «Газпрома», — указывает эксперт.

Для чего он нужен Европе и Германии?

Однако же «Северный поток-2» гипотетически выгоден не только России, но и европейским партнерам «Газпрома» (по 10 процентов в компании-операторе имеют BASF/Wintershall, ENGIE, E.ON, OMV и Shell), считают специалисты. «Проект гарантирует возврат вложенных средств с прибылью вне зависимости от заполнения газопровода. Более того, „Газпром“ дал обязательство вернуть все деньги с прибылью в случае прекращения проекта», — заявил DW Михаил Корчемкин.

Помимо прибыльности, есть и соображения обеспечения спроса, который, как говорит Игорь Юшков, будет в Западной Европе расти. «Добыча в Северном море падает из-за истощения месторождений. Браться за новые дорогостоящие проекты в Норвежском и Баренцевом морях Норвегия не хочет из-за невысокой стоимости нефти, а соответственно, и газа. К тому же в обозримой перспективе европейские страны будут постепенно отказываться от угольной и атомной генерации», — объясняет он. Сжиженный природный газ (СПГ) и альтернативная энергетика, по его мнению, не смогут стать адекватной заменой трубопроводному газу из России из-за своей высокой цены.

Отдельный интерес к проекту имеется у Германии, которая в случае реализации проекта может стать крупнейшим газовым хабом в Европе. За последние 15 лет Россия ввела в строй два новых экспортных газопровода (Ямал-Европа и «Северный поток»), способных поставлять в Германию до 85 млрд кубометров в год. После ввода в строй «Северного потока-2» с его 55 млрд более 90 процентов российского экспорта газа в Евросоюз будет идти в Германию или транзитом через нее, указывает глава East European Gas Analysis. «Зависимость газоснабжения ЕС от отношений Москвы и Берлина может стать слишком высокой», — считает он. 

Реализуемость под вопросом

Это прекрасно понимают в Брюсселе. Во многом для того, чтобы нивелировать такие риски, Еврокомиссия хочет изменить систему регулирования, забрав себе полномочия по согласованию строительства газопроводов у национальных правительств. По мнению Игоря Юшкова, если это будет сделано, шансов на реализацию «Северного потока-2» будет крайне немного. «Брюссель явно настроен против этого проекта. Не исключено, что его не дадут даже вывести на берег. И Германия ничего не сможет с этим сделать», — говорит Юшков.

Михаил Корчемкин также полагает, что Еврокомиссия, скорее всего, заблокирует строительство германского участка. «А без него „Северный поток-2“ не имеет смысла», — говорит он. Кроме того, как утверждает эксперт, у «Газпрома» нет 15 млрд евро, необходимых на финансирование половины «Северного потока-2» и строительство российской части проекта.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 24.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики