Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские эксперты: «Северный поток-2» вряд ли будет реализован

Российские эксперты: «Северный поток-2» вряд ли будет реализован

Задуманный «Газпромом» совместно с европейскими партнерами проект расширения «Северного потока» рискует «разбиться» о политические и финансовые препятствия, считают эксперты в России.

Перспективы строительства двух ниток газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря в не меньшей степени связаны с политикой, чем с экономикой. Единого мнения относительно нового проекта в европейских странах нет. Брюссель настроен по отношению к нему, скорее, негативно, несмотря на то, что «Газпром» снизил свою долю участия в проектной компании Nord Stream 2 ниже контрольной. А как российские эксперты расценивают необходимость строительства «Северного потока-2» и шансы на его реализацию?

Для чего «Северный поток-2» нужен России

Однозначного ответа на вопрос о том, кому проект больше нужен — России или Евросоюзу — у экспертов нет. Несмотря на то, что представители российской стороны неоднократно заявляли о том, что «Северный поток-2» лишь призван «обеспечить высокую надежность поставок российского газа в Европу» (так говорится, в частности, на официальном сайте «Газпрома»), западные партнеры уверены в том, что реальный мотив Москвы — нанести удар по Украине, отказавшись от ее услуг в качестве транзитера.

С этим отчасти согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Россия хочет сократить зависимость от украинского транзита. В 2015 году через Украину прошло 67,1 млрд кубов российского газа. Теоретически если загрузить „Северный поток-2“ на полную мощность, то есть на 55 млрд кубометров, то остающийся объем (12,1 млрд) можно будет реализовать через дозагрузку первого „Северного потока“ (в прошлом году он оставался недозагруженным на 15,9 млрд кубометров)». Однако же, подчеркивает эксперт, это возможно лишь в чистом эксперименте. На деле оба «Северных потока» едва ли смогут быть загружены на 100 процентов из-за проблем с выполнением европейского энергетического и антимонопольного законодательства.

А пока «даже при нынешних отношениях Москвы и Киева украинский транзит растет», — указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, в феврале «Газпром» увеличил объемы транзита через Украину в Словакию, после чего они достигли самого высокого уровня за последние четыре года. «Сегодня через Украину идет примерно половина европейского экспорта «Газпрома», — указывает эксперт.

Для чего он нужен Европе и Германии?

Однако же «Северный поток-2» гипотетически выгоден не только России, но и европейским партнерам «Газпрома» (по 10 процентов в компании-операторе имеют BASF/Wintershall, ENGIE, E.ON, OMV и Shell), считают специалисты. «Проект гарантирует возврат вложенных средств с прибылью вне зависимости от заполнения газопровода. Более того, „Газпром“ дал обязательство вернуть все деньги с прибылью в случае прекращения проекта», — заявил DW Михаил Корчемкин.

Помимо прибыльности, есть и соображения обеспечения спроса, который, как говорит Игорь Юшков, будет в Западной Европе расти. «Добыча в Северном море падает из-за истощения месторождений. Браться за новые дорогостоящие проекты в Норвежском и Баренцевом морях Норвегия не хочет из-за невысокой стоимости нефти, а соответственно, и газа. К тому же в обозримой перспективе европейские страны будут постепенно отказываться от угольной и атомной генерации», — объясняет он. Сжиженный природный газ (СПГ) и альтернативная энергетика, по его мнению, не смогут стать адекватной заменой трубопроводному газу из России из-за своей высокой цены.

Отдельный интерес к проекту имеется у Германии, которая в случае реализации проекта может стать крупнейшим газовым хабом в Европе. За последние 15 лет Россия ввела в строй два новых экспортных газопровода (Ямал-Европа и «Северный поток»), способных поставлять в Германию до 85 млрд кубометров в год. После ввода в строй «Северного потока-2» с его 55 млрд более 90 процентов российского экспорта газа в Евросоюз будет идти в Германию или транзитом через нее, указывает глава East European Gas Analysis. «Зависимость газоснабжения ЕС от отношений Москвы и Берлина может стать слишком высокой», — считает он. 

Реализуемость под вопросом

Это прекрасно понимают в Брюсселе. Во многом для того, чтобы нивелировать такие риски, Еврокомиссия хочет изменить систему регулирования, забрав себе полномочия по согласованию строительства газопроводов у национальных правительств. По мнению Игоря Юшкова, если это будет сделано, шансов на реализацию «Северного потока-2» будет крайне немного. «Брюссель явно настроен против этого проекта. Не исключено, что его не дадут даже вывести на берег. И Германия ничего не сможет с этим сделать», — говорит Юшков.

Михаил Корчемкин также полагает, что Еврокомиссия, скорее всего, заблокирует строительство германского участка. «А без него „Северный поток-2“ не имеет смысла», — говорит он. Кроме того, как утверждает эксперт, у «Газпрома» нет 15 млрд евро, необходимых на финансирование половины «Северного потока-2» и строительство российской части проекта.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 24.02.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики