Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А мы такие зимы знали...

А мы такие зимы знали...

Экономист Александр Пасечник — о проблеме замораживания производства нефти

Фактически же глобальный сценарий с заморозкой добычи на январском уровне (за контрольную дату взято 11 января) никак не решает вопроса затоваривания и низкой конъюнктуры цен на углеводороды.

Здесь надо учитывать, что Россия в январе вышла на постсоветский рекорд по ежесуточной добыче нефти, а Саудовская Аравия производила 10,2 млн баррелей в день (что также является близким к максимальному уровню добычи страны за последние несколько десятилетий). В реальности выходит, что «растиражированное» февральское соглашение вовсе не об ограничении производства, а по сути о сохранении экспорта на практически предельных уровнях. К тому же надо понимать, что нынешние махинации с квотами внутри ОПЕК станут еще масштабнее с выходом договоренностей о добычных лимитах на глобальный уровень.

Нет никакой ясности и в том, как можно будет исполнять и контролировать мировое «широкоформатное» соглашение, когда внутри самой ОПЕК продолжает нарушаться квота на добычу. Кроме того, как и для Ирана, неприемлем сценарий с заморозкой и для североамериканских нефтедобытчиков.

Саудовская Аравия тоже дала понять, что сокращать добычу не будет, так как не верит, что другие страны пойдут на этот шаг. А глава ОПЕК Абдалла Салем Эль-Бадри обвинил в переизбытке нефти на мировом рынке независимых производителей и призвал США к диалогу по заморозке уровня добычи.

Но обращение к США не имеет резона, так как американские регуляторы даже при желании поддержать предложение ОПЕК не смогут — по факту они не имеют необходимых инструментов влияния на национальный рынок. Что, собственно, признал министр энергетики США, выразив сомнение в целесообразности заморозки добычи нефти на январском уровне.

Однако некоторые перемены на рынке зреют: совокупная добыча нефти странами ОПЕК в феврале составила 32,265 млн баррелей в сутки (б/с). Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на обзор австрийского экспертного центра JBC Energy. Аналитики отметили, что по сравнению с январем средний уровень производства черного золота в картеле уменьшился на 270 тыс. б/с (или на 0,8%). Цифру можно считать погрешностью по перетокам внутрикартельных долей.

Любопытно, что именно на 270 тыс. б/с сократил добычу Ирак. Правда, причина техническая — диверсии вывели из строя иракско-турецкий нефтепровод Киркук—Джейхан. В результате в феврале страна добывала не более 4,05 млн б/с.

Иран же в минувшем месяце увеличил добычу нефти на 50 тыс. б/с — до 3 млн б/с. Саудовская Аравия сохранила уровень добычи на отметке 10,2 млн б/с (что по умолчанию свидетельствует о ее приверженности соблюдать соглашение с Россией о фиксации добычи на январских уровнях).

Касательно ведущих отечественных игроков нефтедобывающей отрасли можно сказать, что сокращать им искусственно ничего не придется, и вот почему.

Главная причина — это продолжение падения производственных показателей на зрелых (старых) месторождениях Западной Сибири. Выбывающую лепту не компенсируют в полной мере притоки с новых нефтеносных блоков. Не будет в текущем году и масштабного форсирования перспективных проектов и их вывода на плановую добычу из-за принятого большинством игроков сокращения годовых инвестиций в сектор. Инерционные процессы от периода «жирных лет», 2011–2013 годов, когда инвестиции в отрасль производства нефти только прирастали, тоже стремительно замедляются. Все эти факторы сулят отрасли уже обратную проблему — со стабилизацией добычи, и об искусственном сдерживании речи быть не может.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 02.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики