Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Турция и Украина ищут точки соприкосновения, но сотрудничество между двумя потребителями углеводородов в энергетической сфере проблематично»

И. Юшков: «Турция и Украина ищут точки соприкосновения, но сотрудничество между двумя потребителями углеводородов в энергетической сфере проблематично»

Желания политического сотрудничества между Украиной и Турцией гораздо больше, чем перспектив взаимодействия в области энергетики. В нефтяной отрасли они не могут сотрудничать - ни та, ни другая страна нефть не добывает в серьезных объемах. Поэтому и продавать ее никуда не могут.

В газовой отрасли та же ситуация — это две страны-потребители, поэтому, как они могут взаимодействовать, не понятно. Обсуждается совместное использование подземных газовых хранилищ (ПХГ) на Украине. Но они были созданы как часть единой системы транспортировки газа в Европу и его потребления в самой Украине. Газ, поступавший по газопроводу Уренгой- Помары-Ужгород, закачивался предварительно в ПХГ, чтобы зимой, когда спрос на газ возрастал, определенный объем «поднимался» и поставлялся непосредственно в Европу. Это позволяло компенсировать объемы, потребляемые в Восточной части Украины, теми, которые доставали из ПХГ на Западе Украины. В целом без российского газа ПХГ никому не нужны. Смысла в них никакого нет — что туда закачивать если не российский газ?..

То есть о чем ведут речь Турция и Украина - не ясно. Они просто ищут точки соприкосновения. Но почему-то называются те сегменты, где они сотрудничать по определению не могут. Понятно, что Украина пытается найти союзников в процессе борьбы с Россией как на политическом уровне, так и борьбы за то, чтобы Россия продолжала транзит газа в Европу через Украину.

В этом плане есть определенный «момент» сотрудничества Украины с Турцией. Проблема в том, что без Украины Россия не сможет снабжать газом Турцию. Газ для Анкары поступает по двум «потокам». Первый — это «Голубой поток». Вторая половина идет через Украину по Трансбалканскому газопроводу в европейскую часть Турции. То есть без Украины мы не можем выполнить контракты на поставку газа в Турцию.

Но как здесь могут сотрудничать Киев и Анкара — не ясно, потому что в случае остановки транзита через Украину страдает Турция. Поэтому здесь больше политики, чем экономики. Если бы одна из этих стран была производителем углеводородов, то было бы ясно, в чем будет сотрудничество. Но если обе страны-потребители газа, то перспективы взаимодействия остаются неясными.

Вместе с тем, Турция ранее запрещала проход танкеров с СПГ в Черное море. Без этого Украина не может построить СПГ-терминал. Теперь же они смогут договориться. Но СПГ для Украины будет еще дороже, чем реверс газа из Европы.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 11.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики