Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Турция и Украина ищут точки соприкосновения, но сотрудничество между двумя потребителями углеводородов в энергетической сфере проблематично»

И. Юшков: «Турция и Украина ищут точки соприкосновения, но сотрудничество между двумя потребителями углеводородов в энергетической сфере проблематично»

Желания политического сотрудничества между Украиной и Турцией гораздо больше, чем перспектив взаимодействия в области энергетики. В нефтяной отрасли они не могут сотрудничать - ни та, ни другая страна нефть не добывает в серьезных объемах. Поэтому и продавать ее никуда не могут.

В газовой отрасли та же ситуация — это две страны-потребители, поэтому, как они могут взаимодействовать, не понятно. Обсуждается совместное использование подземных газовых хранилищ (ПХГ) на Украине. Но они были созданы как часть единой системы транспортировки газа в Европу и его потребления в самой Украине. Газ, поступавший по газопроводу Уренгой- Помары-Ужгород, закачивался предварительно в ПХГ, чтобы зимой, когда спрос на газ возрастал, определенный объем «поднимался» и поставлялся непосредственно в Европу. Это позволяло компенсировать объемы, потребляемые в Восточной части Украины, теми, которые доставали из ПХГ на Западе Украины. В целом без российского газа ПХГ никому не нужны. Смысла в них никакого нет — что туда закачивать если не российский газ?..

То есть о чем ведут речь Турция и Украина - не ясно. Они просто ищут точки соприкосновения. Но почему-то называются те сегменты, где они сотрудничать по определению не могут. Понятно, что Украина пытается найти союзников в процессе борьбы с Россией как на политическом уровне, так и борьбы за то, чтобы Россия продолжала транзит газа в Европу через Украину.

В этом плане есть определенный «момент» сотрудничества Украины с Турцией. Проблема в том, что без Украины Россия не сможет снабжать газом Турцию. Газ для Анкары поступает по двум «потокам». Первый — это «Голубой поток». Вторая половина идет через Украину по Трансбалканскому газопроводу в европейскую часть Турции. То есть без Украины мы не можем выполнить контракты на поставку газа в Турцию.

Но как здесь могут сотрудничать Киев и Анкара — не ясно, потому что в случае остановки транзита через Украину страдает Турция. Поэтому здесь больше политики, чем экономики. Если бы одна из этих стран была производителем углеводородов, то было бы ясно, в чем будет сотрудничество. Но если обе страны-потребители газа, то перспективы взаимодействия остаются неясными.

Вместе с тем, Турция ранее запрещала проход танкеров с СПГ в Черное море. Без этого Украина не может построить СПГ-терминал. Теперь же они смогут договориться. Но СПГ для Украины будет еще дороже, чем реверс газа из Европы.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 11.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики