Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток–2»: кому помешает новый газопровод?

«Северный поток–2»: кому помешает новый газопровод?

Главы восьми стран ЕС подписали письмо, направленное председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру. В письме страны выразили несогласие с проектом «Северный поток–2», объяснив это несоответствием проекта европейской стратегии энергетического развития. 

Как сообщило агентство Reuters, ссылаясь на копию письма, обращение подписали премьер-министры Чехии, Польши, Словакии, Эстонии, Венгрии, Румынии, а также президент Литвы. По мнению этих стран, «Северный поток–2» повлияет на развитие рынка газа. «Он окажет сильное влияние на развитие рынка газа, а также на маршруты его транспортировки в регионе, в частности на транзитный путь по территории Украины», — говорится в тексте сообщения. При этом в Еврокомиссии не подтвердили факт получения письма.

В свою очередь советник премьер-министра Румынии Дан Сучу заявил изданию «РИА Новости», что письмо действительно было отправлено. По его словам, обращение подписали 10 стран. «Да, такое письмо существует. Я не знаю всех деталей этого документа. Знаю, что эта тема (проект „Северный поток-2“) не соответствует европейской стратегии энергетического развития. Письмо было адресовано Европейской комиссии в Брюссель со стороны правительств 10 стран», — заявил советник.

Не первая жалоба на проект

Проект «Северный поток–2» предполагает строительство двух ниток газопровода из России в Германию. Он является расширением «Северного потока–1». Пропускная способность газопровода должна составить 55 миллиардов кубов газа в год. Таким образом, общие объёмы поставок в Германию должны увеличиться в два раза. Помимо Газпрома, которому принадлежит 51% акций проекта, в число акционеров вошли компании BASF, E.ON, Engie, OMV и Shel.

Однако не все страны одобряют «Северный поток–2». В конце прошлого года с критикой проекта уже выступали Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Румыния и Словакия. Тогда страны также отправили в Брюссель письмо, где заявили, что проект «Северный поток–2» усилит зависимость Европы от российского газа, ослабит энергобезопасность стран Центральной Европы и Евросоюза, а также приведёт к дальнейшей дестабилизации ситуации на Украине.

Надёжность поставок или удар по Украине?

Украина также выступала против проекта, заявляя, что в случае его реализации она потеряет свою роль как транзитёр российского газа в Европу. По словам украинского премьера Арсения Яценюка, Киев пожаловался в секретариат Энергетического сообщества стран Юго-Восточной Европы на «Северный поток–2», назвав его «политическим проектом».

Российская сторона неоднократно заявляла, что «Северный поток–2» нужен для обеспечения высокой надёжности поставок российского газа в Европу. В то же время некоторые западные эксперты называли главным мотивом России ― нанесение удара по Украине, отказавшись от её услуг в качестве транзитёра.

В целом ЕС не одобряет «Северный поток–2», считая проект нецелесообразным и экономически невыгодным. В Еврокомиссии считают, что существующие сейчас транспортные мощности газа из России в ЕС используются примерно на 50%. «Я сомневаюсь, что данный инвестиционный проект учитывает падение спроса на газ. У нас уже сейчас на рынке избыток газа», — отметила эксперт Европейского центра политики Анника Гедберг.

Кроме того, Брюссель не хочет, чтобы газоснабжение ЕС зависело от отношений Москвы и Берлина. «Проект «Серверный поток-2» будет губителен прежде всего в геополитическом плане. Он будет применяться для оказания давления на ЕС и шантажа», — подчеркнул польский депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольский.

Между тем «Газпром» считает, что Европе потребуется больше российского газа из-за падения собственной добычи и роста спроса со стороны энергетиков. А интерес зарубежных компаний к проекту говорит о доверии стран и потребности в поставках российского газа. Все компании-акционеры проекта являются крупнейшими энергетическими компании мирового масштаба.

«Добыча в Северном море падает из-за истощения месторождений. Браться за новые дорогостоящие проекты в Норвежском и Баренцевом морях Норвегия не хочет из-за невысокой стоимости нефти, а соответственно, и газа. К тому же в обозримой перспективе европейские страны будут постепенно отказываться от угольной и атомной генерации», — объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

По мнению Юшкова, шансы построить «Северный поток-2» даже в условиях недовольства ЕС достаточно высоки. Эксперт считает, что проект поддержат крупные европейские компании, работающие на газовом рынке, а также Германия, которая непосредственно заинтересована в реализации проекта.

Источник: Великая эпоха, 17.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики