Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: страны Восточной Европы боятся потерять газовый транзит из-за «Северного потока-2»

Эксперт: страны Восточной Европы боятся потерять газовый транзит из-за «Северного потока-2»

Восемь стран-членов ЕС направили в Еврокомиссию письмо с протестом против реализации газопровода «Северный поток-2», который, по их мнению, может представлять определенные риски для энергобезопасности Европы. Однако государства, возражающие против строительства нового газопровода, беспокоятся не об энергетической безопасности ЕС, а о потере своей экономической прибыли от газового транзита, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь ЮШКОВ.

«Он ("Северный поток-2" — прим. RuBaltic.Ru) сильно повлияет на развитие рынка газа и на маршруты его перевозки в регионе, в особенности на транзитный путь через Украину», — сообщается в письме, адресованном председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру. 

По данным агентства Reuter, документ против строительства Nord Stream-2 подписали главы правительств Латвии, Эстонии, Польши, Чешской Республики, Венгрии, Словакии, Румынии, а также президент Литвы Даля Грибаускайте. 

«Страны, которые подписали данное письмо, делятся на две группы, — отмечает Игорь Юшков. — Это прибалтийские республики и остальные государства Центральной и Восточной Европы». 

По мнению Юшкова, вторая обозначенная им группа — такие страны как Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния — все они боятся потерять прибыль от газового транзита, которая сейчас у них есть благодаря транспортировке газа по украинскому маршруту.

«Естественно, если газ пойдет через Германию, то они лишатся этих транзитных прибылей и будут получать газ только для своего потребления», — подчеркивает эксперт.

Прибалтийские республики же традиционно выступают против российских проектов, отмечает Юшков, политическая составляющая у них превалирует над экономической. 

«Но и они (прибалтийские республики — прим. RuBaltic.Ru) имеют экономическая подоплеку, — напоминает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. — Они ведь рассчитывали на то, что большое количество газа пойдет через их СПГ-терминал».

По словам Игоря Юшкова, Литва и Польша планировали не только получение сжиженного природного газа для внутреннего пользования, но и дальнейший его экспорт в другие страны, что позволило бы повысить экономическую целесообразность их СПГ-проектов.

«Мы и до этого видели письма в Еврокомиссию о том, что ''Северный поток-2'' — это вредный проект, что он вредит Европе, подрывает ее энергетическую безопасность. И украинцы обращались с такими претензиями. Но на самом деле, все это — политическая составляющая. В реальности ''Северный поток-2'' лишь увеличивает энергетическую безопасность Европы, создавая дополнительные маршруты поставки газа в Евросоюз», — заключает эксперт.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики