Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: страны Восточной Европы боятся потерять газовый транзит из-за «Северного потока-2»

Эксперт: страны Восточной Европы боятся потерять газовый транзит из-за «Северного потока-2»

Восемь стран-членов ЕС направили в Еврокомиссию письмо с протестом против реализации газопровода «Северный поток-2», который, по их мнению, может представлять определенные риски для энергобезопасности Европы. Однако государства, возражающие против строительства нового газопровода, беспокоятся не об энергетической безопасности ЕС, а о потере своей экономической прибыли от газового транзита, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь ЮШКОВ.

«Он ("Северный поток-2" — прим. RuBaltic.Ru) сильно повлияет на развитие рынка газа и на маршруты его перевозки в регионе, в особенности на транзитный путь через Украину», — сообщается в письме, адресованном председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру. 

По данным агентства Reuter, документ против строительства Nord Stream-2 подписали главы правительств Латвии, Эстонии, Польши, Чешской Республики, Венгрии, Словакии, Румынии, а также президент Литвы Даля Грибаускайте. 

«Страны, которые подписали данное письмо, делятся на две группы, — отмечает Игорь Юшков. — Это прибалтийские республики и остальные государства Центральной и Восточной Европы». 

По мнению Юшкова, вторая обозначенная им группа — такие страны как Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния — все они боятся потерять прибыль от газового транзита, которая сейчас у них есть благодаря транспортировке газа по украинскому маршруту.

«Естественно, если газ пойдет через Германию, то они лишатся этих транзитных прибылей и будут получать газ только для своего потребления», — подчеркивает эксперт.

Прибалтийские республики же традиционно выступают против российских проектов, отмечает Юшков, политическая составляющая у них превалирует над экономической. 

«Но и они (прибалтийские республики — прим. RuBaltic.Ru) имеют экономическая подоплеку, — напоминает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. — Они ведь рассчитывали на то, что большое количество газа пойдет через их СПГ-терминал».

По словам Игоря Юшкова, Литва и Польша планировали не только получение сжиженного природного газа для внутреннего пользования, но и дальнейший его экспорт в другие страны, что позволило бы повысить экономическую целесообразность их СПГ-проектов.

«Мы и до этого видели письма в Еврокомиссию о том, что ''Северный поток-2'' — это вредный проект, что он вредит Европе, подрывает ее энергетическую безопасность. И украинцы обращались с такими претензиями. Но на самом деле, все это — политическая составляющая. В реальности ''Северный поток-2'' лишь увеличивает энергетическую безопасность Европы, создавая дополнительные маршруты поставки газа в Евросоюз», — заключает эксперт.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики